Пресса

Филармония Санкт-Петербурга —<br> звучание и люди

Буклет Фестиваля «Анси Классик» в этом году богат сюрпризами — в их числе и выступление Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии в качестве главного приглашенного оркестра, и создание оркестрового кампуса, в который входят музыканты из России и Франции, и серия необыкновенных концертов в полуденные часы, и возвращение фортепианных мастер-классов, которые в этом году проведут Роже Мюраро и Жорж Плюдермахер.

Заслуженный коллектив России — это не только цвет русской культуры, но и самая лучшая часть государства — так было при царях, при советской власти, также остается и сейчас. Этот оркестр — один из тех коллективов, которые, сопротивляясь всеобщей глобализации, продолжают сохранять свое специфическое звучание.

История оркестра начинается 25 декабря 1882 года, когда по повелению Александра III был основан Петербургский придворный хор. В 1917 году коллектив был переименован в государственный оркестр, а затем последовательно изменял свое название вместе с городом — в 1917 — оркестр Петроградской филармонии, в 1924 — Ленинградской. Под этим именем он просуществовал вплоть до 1991 года, когда он получил свое нынешнее название — оркестр Санкт-Петербургской филармонии. И все это время идея сделать коллектив лицом русского государства формировалась и конкретизировалась.

С 1917 по 1938 год ни один из дирижеров не задерживался во главе этого оркестра более четырех лет. При австрийце Фрице Штидри, назначенном в 1934 году, Ленинградская филармония погрузилась в рутину, музыканты потеряли веру в собственные силы, общий уровень ощутимо упал. Тогда Сталин решил сделать ставку на советские таланты — прозвучало имя молодого, никому неизвестного дирижера Евгения Мравинского, дирижировавшего балетами в Кировском театре. Он получил карт-бланш для работы с элитным оркестром — и остался с ним на пятьдесят лет! Этот монархист, никогда не состоявший в партии, деспотично воцарился в филармонии. Он был чрезвычайно требовательным и работал с оркестром без отдыха, не вынося никакой расхлябанности. Строгий и далекий, он был неоспоримым владыкой края. По свидетельству Бернарда Хайтинка, «он держал себя как старый прусский генерал перед своим оркестром — если он поднимал левую бровь, вторые скрипки начинали трепетать, если поднимал правую — первый тромбон нервно сглатывал».

Вскоре Мравинский встретил человека, который стал его музыкальным другом и партнером — Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, Пятую, Шестую, Восьмую, Девятую и Двенадцатую симфонии которого он исполнил со своим оркестром.

Оркестранты боялись Мравинского, но почитали. Один из них вспоминает: «Хотя я и раньше был неплохим скрипачом, но я никогда бы не стал настоящим музыкантом, если бы не играл под руководством Мравинского». 

Из-за железного занавеса на Западе долго не знали гения Мравинского — только в 1960 году Deutsche Grammophon записал три последние симфонии Чайковского в прочтении Мравинского и его оркестра. Эта запись потрясла весь музыкальный мир. Поразила неизвестная манера играть Чайковского, несомненно более близкая к намерениям композитора. Автор Патетической — романтик и сентименталист? Клише! Мравинский придал ему классическую строгость и резкость. Поразил и его неизвестный на Западе оркестр — раскаленные до бела струнные, медь, стучащая как удары пламени, в особенности валторны и трубы, чье звучание кардинально отличалось от привычного. Поразила, наконец, и сама манера игры — в постоянном напряжении, с трагической тяжестью и горделивостью. Отметили также и верность местным традициям — в то время все европейские оркестры уже привыкли к рассадке, при которой первые и вторые скрипки размещаются слева от дирижера, а контрабасы справа — а Ленинградский оркестр никогда и не отказывался от более старого, противоположного, расположения. Да что говорить, достаточно напомнить, что современник Мравинского, «бог»-Караян, никогда не соглашался на сравнение лишь с одним человеком — Мравинским из Ленинграда.

В течение своего правления Мравинский разделял власть лишь с двумя ассистентами — немецким дирижером Куртом Зандерлинком и латышским – Арвисом Янсонсом, сын которого Марис также был ассистентом. Многие думали, что именно Марис будет наследовать Мравинскому после его смерти. Однако ему предпочли русского дирижера — Юрия Темирканова, работавшего тогда в Кировском театре, где он уступил бразды правления Валерию Гергиеву...

Темиркаов несет бремя ответственности за поддержание оркестра на должном уровне в тяжелое время перехода России к новому государственному строю. Он — виртуозный дирижер, элегантный и с богатой фантазией, его жестикуляция подобна танцу. Темирканов достиг такого уровня взаимопонимания с оркестром, что коллектив кажется продолжением его рук. Развивать русский репертуар своего оркестра, он сумел увеличить число международных турне, приспособив оркестр к новой экономической системе. Однако бюджет Санкт-Петербурга оставляет мало места для маневра — например, для приглашения крупных зарубежных дирижеров, которые бы создали достойный контрапункт Темирканову и его заместителю, второму дирижеру Николаю Алексееву.

Пройдя такой путь, оркестр стал необходимым всему миру послом русской симфонической школы.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»