Пресса

Чайковский вместо Штрауса

В ночь под православное рождество Петербургская филармония подарила жителям и гостям Северной столицы феерию из балетной музыки Чайковского

Незадолго до новогодних праздников стало известно, что 1 января 2023 года традиционной трансляции новогоднего концерта Венского филармонического оркестра из «Золотого зала» Венского музыкального общества не будет. Концерт транслируется на примерно сто стран мира, Россия присоединилась к этим показам в 1998 году, и за прошедшие почти четверть века многие уже привыкли к такому новогоднему подарку. Однако обострение российско-европейских отношений в ушедшем году и череда взаимных санкций коснулись и сферы культуры, в частности, телеканалу «Культура» пришлось прервать уже устоявшуюся традицию.

Достойной аналогичной замены сделано не было – хотя новогодние программы есть абсолютно во всех российских филармониях, зачастую и не одна. Понятно, что найти что-то похожее на венское музыкальное празднество не просто и не только по причине высокого уровня исполнительского мастерства: венское событие хорошо раскручено, имеет многолетнюю репутацию. Тем не менее, уровень как минимум столичных российских филармоний и их оркестров достаточно высок, чтобы адекватно заменить в эфире венских музыкантов, да и прекрасных концертных залов в Москве и Петербурге немало. Возможно, что-то подобное будет сделано впредь, но на этот раз российские меломаны в своем большинстве (и особенно в регионах) остались без привычного новогоднего подарка.

Убедиться в том, что замену можно было сделать и достаточно легко, автору этих строк довелось менее чем через неделю после Нового года на концерте в Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича. В роскошном белоколонном зале бывшего Дворянского собрания знаменитая «Заслуга» – Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии – исполнил вечером 6 января прекрасную программу из балетной музыки самого знаменитого русского композитора.

Чем интересен новогодний концерт из Вены, почему он привлекает к себе столько внимания? Первое – это великолепный зал Музикферайн – творение датского архитектора Теофила фон Хансена. Он красив, торжественен, а кроме того – и самое главное – обладает превосходной акустикой. Думаю, мало кто решится оспорить тот факт, что всем этим же может похвастаться и Большой зал Петербургской филармонии, хотя он и оформлен совершенно в ином стиле. К слову, в Москве аналогичный зал – Колонный зал Дома Союзов (также бывшее Дворянское собрание), красивейший и старейший московский концертный зал с конца советских времен практически полностью выпал из филармонической афиши города, его возможности десятилетиями никак не используются для целей утверждения высоких стандартов академического искусства. Что, конечно, бесконечно жаль: у него такое легендарное прошлое, что смириться с мыслью, что практически нет адекватного оному настоящего, очень трудно.

Второе – это всемирно знаменитый оркестр, всегда гарантирующий высочайший исполнительский класс: и тут возразить нечего против того, что «Заслуга» - оркестр не менее высокого качества, коллектив знаменитый и с глубокими традициями. Третье – сама программа концерта: она очень демократична – на Новый год великий венский коллектив, специализирующийся на сложной серьезной классической музыке «опускается» до милых безделушек – вальсов, полек, мазурок и маршей Штраусов. Программа рождественского концерта «Заслуги» с одной стороны была также весьма демократична – прозвучали сюиты из всех трех балетов Чайковского, музыки более чем популярной – но с другой, куда более аристократична и академична: симфонизированная балетная музыка самого популярного в мире русского классика – это настоящее музыкальное сокровище России, музыка одновременно и красивая, и глубокая, и выразительная, а благодаря своей известности – легкая для любого уровня слушательского восприятия.

Концерт в двух отделениях оркестр отыграл под управлением известного петербургского дирижера Павла Бубельникова, музыкального руководителя детского оперного театра «Зазеркалье». Великолепная форма коллектива была ярко проявлена и в гармоничном балансе между группами инструментов, и в щемящей экспрессии тутти, и в безукоризненных соло, и, в конце концов, в самом звуке – сочном, тембрально насыщенном, глубоком и утонченном. Если сюиты из «Лебединого озера» и «Спящей красавицы» были поданы именно по-венски новогодне, как некий концертный дивертисмент, в меру развлекательный, рассчитанный на узнавание широкой публикой популярных номеров, то в сюите из «Щелкунчика» оказалось гораздо больше чисто симфонического подхода – очевидной экзальтации, порой буквально выворачивающей душу, и претензии на стремительное философское развитие и глубинное обобщение. В этой части концерт в большей степени отдалился от сугубо празднично-развлекательного формата и приблизился к серьезному филармоническому высказыванию, несмотря на, казалось бы, столь тривиальный репертуар. Это последнее лишний раз подчеркивает поверхностность зачисления музыки «Щелкунчика» в разряд новогодне-развлекательной, недооценка ее глубины и силы воздействия, а кроме того лишний раз доказывает, что высококлассное музицирование способно и на банальном до известной степени материале творить настоящее искусство.

Александр Матусевич

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»