Пресса

Гимны природе | Исторический концерт зимы по праву украсил афишу музыкальных событий Санкт-Петербургской филармонии, посвященных ее 100 летнему юбилею

Патриарх мирового дирижерского искусства, маэстро Зубин Мета прилетел в Санкт-Петербург из Флоренции, выкроив небольшое окно времени в своем насыщенном гастрольном графике. Во Флоренции он провёл серию спектаклей «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, а после Петербурга прославленного дирижера ждали в Монреале с гала-концертом из произведений Рихарда Вагнера.

В прошлом году Зубин Мета отметил свой 85-летний юбилей. В нашу страну давно уже не приезжал с концертами. Возвращаться на берега Невы маэстро всегда приятно. Он выступал здесь с Монреальским симфоническим оркестром, Нью-Йоркским филармоническим оркестром, Израильским филармоническим оркестром, оркестром Фестиваля “Флорентийский музыкальный май” и, конечно же, с Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской Филармонии.

Зубин Мета: «Впервые я выступал здесь в Большом зале с Монреальским симфоническим оркестром в рамках государственного визита в 1962 году. А затем, спустя два года, снова вернулся в этот зал по настоянию Мстислава Ростроповича, который обещал сыграть со мной. Но, приехав, узнал, что, к сожалению, это невозможно. Зато позднее мы стали очень хорошими друзьями и до конца его жизни вспоминали этот случай с улыбкой. И ещё я не забуду тот приезд потому, что на репетициях присутствовал маэстро Мравинский, который наблюдал за работой и дал мне много советов, которые так важны для молодого дирижёра. Я очень люблю этот зал. Находиться здесь каждый раз для меня непередаваемый опыт. Я впечатлен его феноменальной, потрясающей акустикой».

Очередная встреча маэстро с петербургскими музыкантами была посвящена работе над Третьей симфонией Густава Малера.

Созданную летом 1895 и 1896 годов в Штайнбахе, одном из живописных уголков тирольского озера Аттерзее, Малер считал своей любимой пантеистической партитурой: «Моя Третья симфония должна стать чем-то таким, чего еще не слышал весь мир! В ней вся природа обретает голос».

Со своими интерпретациями симфоний Густава Малера Зубин Мета уже неоднократно знакомил петербургскую публику. Здесь он уже дирижировал Первую и Третью симфонии, причем последнюю в Мариинском театре на фестивале Валерия Гергиева «Звезды белых ночей». В 2003 году Зубин Мета представлял эту партитуру вместе с Израильским филармоническим оркестром и хором Мариинского театра.

Зубин Мета: «Я уже дирижировал Третью симфонию Малера в Петербурге. Очень рад исполнить ее для российской публики снова. Третья симфония — одна из моих самых любимых в творчестве Малера. Это музыка о природе, в ней чередуются различные стихии. И она исключительно позитивна. Малер – один из тех композиторов, чья повседневная жизнь сильно влияла на содержание его творчества, о котором жизненно всегда необходимо знать очень много».

Зубин Мета сотрудничал с лучшими музыкальными коллективами мира. Он назван «Почетным дирижером» крупнейшими мировыми оркестрами, в числе которых Берлинский филармонический, Венский филармонический, Мюнхенский филармонический, Лос-Анджелесский филармонический, Берлинская государственная капелла, Баварский государственный оркестр. С некоторыми из этих коллективов маэстро сотрудничал около 50 лет.

Зубин Мета: «Музыка — это мой второй язык, моя вторая религия. Я не могу дождаться этого концерта и следующего — и это продолжается бесконечно. Может, когда-нибудь и остановлюсь, потому что возраст солидный, но пока сдавать позиции у меня не возникает никакого желания».

Интерпретацию Зубина Меты, славящемуся своими оригинальными прочтениями симфоний Густава Малера, отличала особая рельефность и едкий сарказм, которые парадоксально сочетались с созерцательной лирикой и проникновенной передачей чувств и эмоций. Оркестр звучал благозвучно, насыщенно и сбалансированно. Зубин Мета добился от петербургских музыкантов кристально ясного звучания. Он придал широту и объемность гигантской первой части симфонии, сохраняя при этом уравновешенность звучания. В лучезарном адажио финала подобно тихой молитве грезилось то самое блаженство единения с природой, о котором мечтал сам Густав Малер, оставивший на века нам свою гениальную музыку. Партию контральто исполнила солистка Государственного академического Большого театра России Елена Манистина. В исполнении симфонии также приняла участие Женская группа хора Санкт-Петербургской консерватории (художественный руководитель — Сергей Екимов).

Добавлю, что этот концерт прошел при поддержке Международного фонда культурных инициатив маэстро Юрия Темирканова и генерального спонсора Санкт-Петербургской филармонии — нефтяной компании «Роснефть».

Виктор Александров

Фото: Анна Флегонтова
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»