Пресса

Человек созерцательный

В декабре состоялась петербургская премьера рок-оперы одного из самых значительных композиторов нашего времени Эдуарда АРТЕМЬЕВА «Преступление и наказание». Спектакль был приурочен к 200-летию со дня рождения Федора Достоевского: сначала он был полностью показан на подмостках «Тинькофф Арены», а затем частично в Большом зале Филармонии.

Нашему корреспонденту удалось поговорить о премьере с прославленным российским композитором.

– Какое место в вашей жизни занимает Ленинград – Санкт-Петербург?

– Я очень люблю Петербург. Всегда говорю одно и то же: второго такого города в России не было. И никогда не будет такого, какой создан был гением Петра и итальянскими архитекторами. Это чудо! Я восхищаюсь и не могу не восхищаться им! Я вообще не могу понять, как такое можно было построить.

– А каковы ваши отношения с Достоевским?

– Если брать с точки зрения моей оперы… Когда Андре­й Кончаловский, Марк Розовский и Юрий Ряшенцев пришли ко мне с этим проектом, я совершенно и сразу отказался, сказав, что это все не мое. Я человек созерцательный по характеру, и эти страсти не для меня. Я всю мою жизнь относился к Достоевскому как к последнему пророку России. И все, что он говорил, все состоялось – вплоть до коронавируса. Помните, он писал в том же «Преступлении и наказании» про трихины, которые должны появиться? Сон Раскольникова: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные». Для меня Достоевский – бесспорный авторитет.

– Как же вы все-таки решились?

– Исключительно благодаря упорству Кончаловского. Он решил, что ему писать буду я. И всё. И в конце концов я за это взялся. Писал долго. Но все авторы ждали. Они в меня верили – и это придавало сил. Не хотелось подвести людей. И это было крайне напряженно.

– Насколько вы довольны премьерой произведения в том городе, где описанные в романе события – пусть и вымышленные – происходили?

– Я воспринимаю все события романа как чистую реальность. Для меня это реальные люди: и Раскольников, и Свидригайлов, и Порфирий. Я этим жил, особенно в последние годы. Отказался от всех других работ, от общественной жизни. Сидел в своем кабинете без времени суток. Столько сил положил на это. Видения всякие были! Для меня это теперь существующие люди, живые души по ощущениям. Настолько сильна реинкарнация текста! Мне Кончаловский помог преодолеть чувство какой-то неполноценности перед гением Достоевского: я очень старался, пытался подняться на его уровень. Но получилось или не получилось – это уже другой вопрос, судить не мне. Я взялся – и выполнил дело до конца.

– Сейчас можно прочесть информацию о новом фильме Никиты Михалкова «Шоколадный револьвер», к которому вы пишете музыку. И о том, что после написания музыки к этой картине вы хотите уйти на заслуженный отдых…

– Уже три года как я не работаю с новыми заказами. Прост­о хочу заняться своей музыкой. У меня осталось несколько незаконченных сочинений, и я хочу остаток времени целиком посвятить им. А насчет «Шоко­ладного револьвера» – это сочинение повисло в воздухе. Дважды фильм запускался, но коронавирус остановил пока что весь процесс. Там есть и финансовые потери, не удалось сохранить актеров, которые были приглашены. Будет или не будет исполнен это фильм, пока неясно.

– Но музыка к фильму готова?

– Нет. Если это музыкальная картина, тогда музыка пишется заранее, а так как картина драматическая, то и музыка пишется потом. Материал просмотришь – и отсюда, из атмосферы сцен, соответственно, возникают образы. Это же не просто прочитать текст.

– Что бы вы посоветовали послушать из вашего творчества в первую очередь тем, кто с ним не знаком?

– Не знаю, могу процитировать Шостаковича, который говорил, что все его сочинения как дети. И разве можно среди своих детей выбирать? Какого-то совсем любимого нет, но если говорить о масштабности, то все-таки «Реквием» – это, может быть, пока самое главное мое сочинение.

Досье

Эдуард Николаевич АРТЕМЬЕВ

Родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске, где его родители-москвичи были проездом. Первоначальное музыкальное образование получил в Московском хоровом училище.

В 1960 году окончил Московскую государственную консерваторию. Тогда же встретился с инженером Евгением Мурзиным, создателем одного из первых в мире синтезаторов, занялся исследованиями синтеза звука и электронной музыки.

В 1961-м по совету композитора Вано Мурадели Артемье­в озвучил фильм «Мечте навстречу». Впоследствии написал музыку более чем к 150 художественным фильмам, документальным и мультипликационным лентам. Среди них – три фильма Андрея Тарковского («Солярис», «Зеркало», «Сталкер»), фильмы Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского и Вадима Абдрашитова.

В 1983 году Артемьев на материале музыки из фильма «Родня» на стихи Николая Зиновьева написал песню «Полет на дельтаплане», которая в исполнении Валерия Леонтьева стала визитной карточкой композитора.

Примером синтеза электронного рока и симфонической музыки является вокальный цикл Артемьева «Кто я?» на стихи Юрия Рытхэу.

По инициативе Андрея Кончаловского Артемьевым написана рок-опера «Преступление и наказание» по мотивам одноименного романа Достоевского.

Вячеслав Кочнов

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»