Пресса

Исполнилось 90 лет оркестру, сыгравшему Седьмую симфонию в блокадном Ленинграде

В настоящее время коллектив называется Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.

Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Дмитрия Лисса и скрипач Вадим Репин выступили в Большом зале филармонии им. Д. Д. Шостаковича в Санкт-Петербурге в рамках XXI Международного зимнего фестиваля "Площадь искусств". Бывший Оркестр Ленинградского радио, исполнивший премьеру Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном городе, в 2021 году празднует свое 90-летие, приуроченное к столетию Санкт-Петербургской филармонии.

Концерт № 1 для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича, Симфония № 1 Иоганнеса Брамса, российская премьера сочинения Джеймса Макмиллана "Ein Lamplein verlosch" («Светильник погас») для струнного оркестра прозвучали в программе концерта.

В 1931 году начал свою деятельность концертный ансамбль, который затем перерос в симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Именно этому коллективу под руководством дирижера Карла Элиасберга суждено было стать символом несломленного духа ленинградцев в дни блокады, примером невероятного мужества. 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии музыканты исполнили "Ленинградскую" Седьмую симфонию Шостаковича.

Ныне легендарный оркестр отмечает свой юбилей. 90-летие Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и 100-летие Санкт-Петербургской академической филармонии – две торжественные даты идут рука об руку в текущем сезоне. Им посвящены многочисленные концертные программы, циклы исторических концертов, фестивали, премьеры.

Российская премьера сочинения Джеймса Макмиллана "Ein Lamplein verlosch" («Светильник погас») для струнного оркестра открыла вечер. Шотландский композитор сэр Джеймс Макмиллан в сезоне 2021-2022 носит статус композитора-резидента Санкт-Петербургской филармонии. Новое сочинение композитора имеет трагическую программу поэтической строки Фридриха Рюккерта «Светильник погас». Фраза взята из вокального цикла для голоса и оркестра «Песни об умерших детях» Густава Малера. Но музыка Макмиллана прозвучала светло, без мрачных тембров и сумрачных красок. Тремоло высоких скрипок, нежное «елозание» по грифу у альтов и виолончелей, спокойный темп создавали образы света. Легкие пианиссимо, воздушная фактура струнных приобретали ощущение красивой прозрачности. Слушать музыку было приятно, она слегка завораживала.

В фойе Большого зала Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича расположилась большая интересная выставка, посвященная двум знаменательным датам этого года. Она состоит из Digital-проекта «Столетие филармонии» – это цифровая летопись истории старейшей в стране филармонической организации. Также составлены экспозиции афиш, фотографий, документов, портретная галерея дирижеров, стоявших во главе двух филармонических оркестров в разные периоды. В стеклянных витринах выставлены оригинальные рукописи сочинений разных композиторов. В одной из них лежит партитура Концерта n 1 ля минор для скрипки с оркестром Шостаковича. Названия частей произведения вписаны рукой автора.

Было очень символично увидеть бесценный раритет перед исполнением музыки Концерта. Вадим Репин солировал в Первом скрипичном концерте с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии под управлением Дмитрия Лисса. Четыре части - Ноктюрн, Скерцо, Пассакалья, Бурлеска - составляют объемный цикл, по насыщенности драматических коллизий соперничающий с некоторыми симфониями Шостаковича. Вадим Репин исполнил Концерт технически безупречно, ярко образно и мастерски масштабно. Блистательная интерпретация скрипача с волевым лицом была наполнена огромной исполнительской волей.

Во втором отделении концертной программы была представлена Симфония № 1 до минор Брамса, в прочтении которой коллектив выказал свои традиции и исполнительские предпочтения. Прекрасное звучание струнной группы, взаимодействующей с деревянными и медными инструментами, создавало особенности романтической манеры брамсовской музыки.

Публика в зале своим чутким вниманием тоже создавала возвышенную ауру. И чувствовалась какая-то особая праздничность в воздухе этого роскошного по убранству и акустике Большого зала. Питерские слушатели, без сомнения, посылали многочисленные нотки обожания в сторону своего оркестра-легенды, Академического симфонического.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»