Пресса

В Филармонии прошел фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира»

В Малом и Большом залах Филармонии прошел XI международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира». Не было ни единого зарубежного участника, случилось множество замен музыкантов по ходу действия, но полностью сохранены формат и законы жанра.

 

«Серебряную лиру» в Петербурге за десять лет существования полюбили с надеждой на то, что картина камерной музыки здесь изменится, фестиваль задаст высокие исполнительские стандарты, откроет новые имена. Организаторы смогли ознакомить российских меломанов и сочувствующих лишь с очень небольшой частью айсберга, каким в Европе является индустрия камерного исполнительства. Одним из резидентов «Серебряной лиры» был арфист Ксавье де Местр, приезжали пианист Фазиль Сай, бодрый немецкий барочный ансамбль L,arte del mondo. Всевозможные трио и квартеты с разной степенью солидности их реноме чувствовали себя в филармонических залах как рыбы в воде.

Одиннадцатый фестиваль стал для российских музыкантов настоящим экзаменом на проверку усвоенного за эти годы материала. Экзамен они сдали блестяще. Фестиваль уверенно открылся концертом Молодежного камерного оркестра под управлением Ярослава Забояркина. В элегантной неброской манере, с обещанием большего блеска, свободы музыканты представили программу из двух ре-минорных концертов Баха и Моцарта в обрамлении одночастной симфонии Мендельсона и бодрой до-мажорной симфонии «Медведь» Гайдна. Отточенный, волевой, яркий жест дирижера позволял музыкантам грамотно артикулировать и барочную лексику Баха, и предромантическую – Моцарта, и лукавый задиристый классицизм Гайдна, и лаконичную романтическую экспрессию Мендельсона (в котором остро слышался Шуберт).

Полина Осетинская за роялем, как всегда, покорила своими чувственными интерпретациями, тонкими ароматами фирменного поэтичного туше.

Концерт братьев Бессоновых стал одним из ударных событий «Серебряной лиры», показавших, как питательна для сохранения и развития традиции наследственность. Братья 13, 15 и 18 лет покорили публику Малого зала Филармонии артистизмом и подростковой жаждой жизни. Территория конферанса тоже была занята юным Бессоновым – скрипачом Никитой, который даже процитировал Маяковского, как настоящий конферансье, заботящийся о развлечении скучающей публики. Веселые ребята жарко и задорно работали на сцене, исполняя один за другим шедевры виртуозной музыки, стремительно перескакивая с «Кампанеллы» Паганини – Крейслера на Двадцать четвертый каприс, с «Полета шмеля» Римского-Корсакова на «Танец с саблями» Хачатуряна. Неряшливостей, особенно в скрипичных текстах, хватало, пусть они и эффектно прикрывались красивым и грациозным юношеским звуком, лоском и сочностью тона.

Наиболее зрелыми оставались выходы пианиста Ивана Бессонова, как будто останавливавшего эту ребяческую «игру в классики» в обостренно романтических интерпретациях ля-минорной сонаты Моцарта или Фантазии-экспромта Шопена. Когда же братья сливались в экстатическом родственном трио в «Вальсе», сочиненном Иваном Бессоновым еще в бытность его в Петербурге, или в танго «Ревность» Гаде, ликованию публики не было предела.

В сольном концерте виолончелиста Алексея Жилина на сцену вместо заболевшей Инги Дзекцер вышел пианист Станислав Соловьев. В преимущественно французско ориентированной программе, состоявшей из сочинений Форе, Франка, Дебюсси, Сен-Санса, Буланже, Алексей Жилин проявил лучшие традиции виолончельного исполнительства.

Самое противоречивое впечатление оставил финальный концерт, в котором ансамблю «Дивертисмент» пришлось сыграть роль «исторически информированного» коллектива, способного чутко резонировать барочной стилистике в музыке Антонио Вивальди. Конечно, после Юлии Лежневой и ее ангельского пения трудно слушать космический бег пассажей и воспринимать небесное сияние фиоритур в чьем-либо другом исполнении. Но сопрано Яна Иванилова не побоялась исполнить головокружительную арию Странника из «Торжествующей Юдифи» и мотет In furore iustissimae irae, потребовавший предельной концентрации и невесомости. Жестковатый натиск металлических струн ансамбля, который музыканты старательно пытались преображать в нечто более воздушное, барочное, не очень просто было выдерживать – ведь ухо привыкло за последние десятилетия к мягкости жильных струн, дающих звуку иную свободу и воздействие на души и умы. Однако и «Дивертисмент» доказал, что уроки барочных музыкантов, живущих в Петербурге и иногда наведывающихся сюда из Европы, не прошли бесследно. Было слышно, как музыканты ансамбля возводят в культ динамику пиано, внимание к нюансам риторики, порывы живописать ансамблевым звуком в знаменитых концертах из цикла «Времена года». Ансамбль продемонстрировал свои способности быть хорошим учеником чародея по имени Барокко.

Владимир Дудин

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»