Новости
Согласие на использование cookies

10 декабря, в день рождения Юрия Хатуевича Темирканова, в Большом зале Петербургской филармонии прозвучат сочинения из его репертуара. Симфонические картины Лядова, Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром Рахманинова и Пятую симфонию Чайковского исполнит Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. Солист – пианист Вадим Руденко.
Юрий Хатуевич Темирканов с 1988 по 2023 год возглавлял Заслуженный коллектив России – один из лучших мировых симфонических оркестров. В 1999 году Маэстро основал Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств», художественным руководителем которого являлся больше двух десятилетий. В 2025 году фестиваль «Площадь Искусств» пройдет в 25-й раз – с 13 по 25 декабря. Он откроется концертом Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева, солист – Денис Мацуев.
«Это дань памяти моему великому другу Юрию Хатуевичу Темирканову. Всегда этот зал и этот оркестр будут ассоциироваться у меня с ним, потому что всё время, что мы проводили как на сцене, так и вне сцены, я считаю уникальным мастер-классом. Я бесконечно благодарен за то, что у меня была замечательная возможность общаться с этим гениальнейшим музыкантом и добрейшим человеком. Поэтому каждое моё выступление на этой сцене, тем более с Заслуженным коллективом России, я всегда посвящаю и буду посвящать именно Темирканову, – отмечает Денис Мацуев, – Фестиваль "Площадь искусств" стал одним из главных музыкальных событий не только в Петербурге, но и в целом в России. Его отличает высочайший уровень участников и организации. А то, что Фестиваль так близок к новогодним праздникам по времени и ауре каждый год создаёт ощущение чуда и сказки».
12 декабря в Малом зале филармонии также пройдет концерт «Ко дню рождения Маэстро», на котором выступят артисты Заслуженного коллектива России.

21 декабря в Большом зале Петербургской филармонии прозвучит Виолончельный концерт французского композитора Анри Дютийё, написанный специально для Мстислава Ростроповича. Его литературным источником стал сборник стихотворений «Цветы зла» поэта-символиста Шарля Бодлера. Сочинение прозвучит в исполнении Александра Рамма и Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии под управлением художественного руководителя и главного дирижера коллектива Димитриса Ботиниса. В программе также — Сюита № 3 для оркестра Чайковского. Концерт пройдет в рамках XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств».
Концерт для виолончели с оркестром «Весь мир далекий…» (“Tout un monde lointain...”) Анри Дютийё — одно из ключевых произведений виолончельного репертуара XX века. Композитор написал его в 1970 году по заказу дирижера Игоря Маркевича. Сочинение, предназначенное для Мстислава Ростроповича, впервые прозвучало в его исполнении в том же году в Экс-ан-Провансе с Симфоническим оркестром Парижа (Orchestre de Paris) под управлением Сержа Бодо.
Литературным источником Концерта стал сборник стихотворений «Цветы зла» (“Les Fleurs du mal”) поэта-символиста Шарля Бодлера. Каждая часть сочинения предваряется цитатой, а само название заимствовано из стихотворения La chevelure (“Шевелюра”) — «Tout un monde lointain, absent, presque défunt» (“Весь мир далекий, отсутствующий, почти исчезнувший”).
Александр Рамм — лауреат престижных международных конкурсов, в том числе — Международного конкурса имени П.И. Чайковского, лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры. Выступает с такими дирижерами, как Николай Алексеев, Валерий Гергиев, Владимир Юровский, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Василий Петренко, Александр Сладковский, Дмитрий Юровский, Александр Лазарев. Александр Рамм концертирует в таких знаменитых залах, как Парижская филармония, Кадоган-холл в Лондоне, Концертгебау в Амстердаме, Брукнерхаус в Линце.
Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств», один из крупнейших российских фестивальных проектов, был основан Юрием Темиркановым в 1999 году. В этом году он соберет в Петербурге звезд мировой классической музыки и ведущие российские коллективы с 13 по 25 декабря.
Фестиваль откроется концертом Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, солист — народный артист России Денис Мацуев. Петербургскую публику также ждут выступления Николая Луганского, Аиды Гарифуллиной, Вадима Репина, Ильдара Абдразакова, Валерия Гергиева, Александра Лазарева, Юрия Башмета, Александра Сладковского, Филиппа Чижевского и других известных музыкантов.
Основа программы — концерты в залах Петербургской филармонии. Традиционно в фестивальную афишу также входят спектакли Михайловского театра и Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, хоровой концерт в Храме Воскресения Христова, также выставки Государственного Русского музея.
Одним из важных акцентов фестивальной программы в этом году станет музыка Дмитрия Шостаковича — одного из крупнейших композиторов XX века, чье имя Ленинградская-Петербургская филармония носит уже полвека.

14 декабря в Большом зале Петербургской филармонии дебютирует Аида Гарифуллина — всемирно известная певица, номинант на Grammy, выступающая на сценах крупнейших оперных театров и концертных залов. Вместе с Академическим симфоническим оркестром Петербургской филармонии под управлением Александра Соловьева Аида Гарифуллина исполнит знаменитые арии из опер Верди, Гуно, Пуччини, Беллини, романсы Чайковского и Рахманинова. Участие в концерте примут тенор Иван Гынгазов и баритон Семен Антаков. Программа «Опера-гала» прозвучит в рамках XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» — крупнейшего проекта Петербургской филармонии, собирающего в Петербурге звезд мировой классической музыки.
Пласидо Доминго назвал Аиду Гарифуллину «одной из самых ярких оперных див сегодня и завтра». «Аида бесстрашна. Ее исполнительское искусство достигло совершенства, а высокие ноты звучат просто удивительно», — писал критик The New York Times. «Глубина, тепло и нежность делают голос русского сопрано Аиды Гарифуллиной изумительным и безукоризненным», — оценил ее выступление обозреватель итальянского издания La Volta.
На концерте в Петербурге певица исполнит такие шедевры оперного репертуара, как Каватина Casta Diva из оперы «Норма» Беллини, Болеро Елены из оперы «Сицилийская вечерня» Верди, Вальс Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта» Гуно, ария Мими из оперы «Богема» Пуччини, а также романсы Чайковского и Рахманинова, рождественскую песню O Holy Night и, совместно с Иваном Гынгазовым и Семеном Антаковым, дуэты из оперы Пуччини «Богема» и оперетты Легара «Веселая вдова».
Аида Гарифуллина сотрудничает с такими знаменитыми дирижерами, как Зубин Мета, Кент Нагано, Валерий Гергиев, Пласидо Доминго, Густаво Дудамель, Антонио Паппано, Даниэль Баренбойм. Певица выступает на сценах крупнейших оперных театров мира — в Большом театре, Венской государственной опере, Ла Скала, Метрополитен-опере, Ковент-Гарден, Парижской национальной опере. В 2020 году певица была удостоена аудиенции Папы Римского и выступила в Ватикане на ежегодном благотворительном рождественском концерте. Аида Гарифуллина также выступала на знаменитом фестивале BBC Proms в Лондоне перед 50 000 слушателей и многомиллионной телевизионной аудиторией, участвовала в записи альбома Андреа Бочелли — вместе с такими артистами, как Дуа Липа, Эд Ширан и The Weekend, — и принимала участие в концертах в честь Дня взятия Бастилии в Париже на Марсовом поле перед аудиторией в 500 000 человек, а также в концерте в честь 120-летия знаменитого немецкого лейбла Deutsche Grammophon. Журнал GQ назвал Аиду Гарифуллину «Женщиной года» (2021). Большое внимание певица уделяет благотворительности: сотрудничает с фондом Константина Хабенского, детским хосписом «Анжела Вавилова», фондами Андреа Бочелли, Дэвида Фостера.
XXV Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств» — главный фестивальный проект Петербургской филармонии — соберет звезд классической музыки с 13 по 25 декабря. Фестиваль откроется выступлением Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, солист — Денис Мацуев. На фестивале также выступят Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Александр Лазарев, Николай Луганский, Вадим Репин, Ильдар Абдразаков, Димитрис Ботинис и другие известные музыканты и коллективы.
В числе постоянных участников фестиваля — Государственный Русский музей, Михайловский театр, Театр музыкальной комедии, Храм Воскресения Христова.

2 декабря исполняется 50 лет со дня присвоения Ленинградской – Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича — композитора, чья судьба неразделимо связана со старейшей концертной организацией и ее оркестрами.
«Присвоить имя Д.Д. Шостаковича Ленинградской государственной филармонии», — говорится в Постановлении Совета Министров СССР «Об увековечении памяти Героя социалистического труда, композитора, народного артиста СССР Д.Д. Шостаковича», вышедшем 2 декабря 1975 года.
Филармония празднует юбилей исполнением музыки композитора, виртуальной выставкой работ Александра Траугота, переданных автором филармонии в дар, и публикацией исторических хронографов, содержащих информацию обо всех выступлениях Шостаковича на прославленной сцене и всех мировых премьерах его произведений, состоявшихся здесь.
2 декабря в Большом зале филармонии в исполнении Заслуженного коллектива России — оркестра, осуществившего премьеры большинства симфонических сочинений композитора, прозвучат Праздничная увертюра, сюита из балета «Болт» и пять антрактов из оперы «Катерина Измайлова». В программе также — знаменитая «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина. За пультом — главный дирижер Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Феликс Коробов. Концерт входит в программу абонемента «(Не)Знакомый Шостакович», посвященного 50-летию присвоения филармонии имени композитора.

На официальном сайте Петербургской филармонии 2 декабря размещена виртуальная выставка рисунков выдающегося ленинградско-петербургского художника Александра Траугота, переданных автором в дар старейшей концертной организации после завершения выставки «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика», проходившей в фойе Большого зала с 8 августа по 5 ноября.
«Из работ, отражающих события творческой биографии Шостаковича, мы остановились на тех, в которых в том или ином качестве проявляется его связь с филармонией, — комментировал Евгений Петровский, заместитель директора филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала. — Среди них — “блокадное” изображение Карла Элиасберга, которого жена везёт на санках на репетицию, а также двойной портрет Дмитрия Шостаковича и Ивана Соллертинского, друга композитора и художественного руководителя филармонии в 1940–1944 годах».
Рисунки были созданы для монографии Елены Матвеевой «Повесть о Дмитрии Шостаковиче. Бессмертие», вышедшей в 2015 году. Эта серия, в том числе и не вошедшая в книгу графика, стала основой выставки «Время Шостаковича», к ней относится и большая часть экспонирующихся на сайте изображений.
2 декабря на официальном сайте Петербургской филармонии также опубликованы уникальные исторические хронографы с информацией обо всех выступлениях Дмитрия Шостаковича и мировых премьерах его сочинений, состоявшихся в филармонических залах.
Первое выступление Шостаковича-пианиста состоялось в Малом зале филармонии (в то время располагавшемся в нынешнем Бетховенском фойе Большого зала) 2 декабря 1926 года: в концерте Ассоциации современной музыки композитор исполнил только что написанную фортепианную сонату. Последние выступления прошли 28 и 29 мая 1966 года в Малом зале имени М.И. Глинки. Тогда, в рамках творческого вечера композитора, впервые прозвучали Пять романсов для голоса и фортепиано на тексты из журнала «Крокодил» и «Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия», солировал Евгений Нестеренко.
Первая мировая премьера сочинения Дмитрия Шостаковича в Большом зале одновременно стала и первой симфонической премьерой в его жизни. 12 мая 1926 года Первая симфония девятнадцатилетнего автора прозвучала под управлением Николая Малько в исполнении оркестра, ныне известного как Заслуженный коллектив России; именно он позже осуществил большинство первых исполнений симфонических сочинений композитора.
В исполнении этого оркестра в Большом зале Ленинградской филармонии впервые звучали Вторая (5 ноября 1927, дирижер — Николай Малько), Третья (22 января 1930 года, дирижер — Александр Гаук), Пятая (21 ноября 1937 года, дирижер — Евгений Мравинский), Шестая (21 ноября 1939 года, дирижер — Евгений Мравинский), Девятая (3 ноября 1945 года, дирижер — Евгений Мравинский), Десятая (17 декабря 1953 года, дирижер — Евгений Мравинский), Двенадцатая (1 октября 1961 года, дирижер — Евгений Мравинский) симфонии, а также Первый фортепианный концерт (15 октября 1933 года, солист — автор, дирижер — Фриц Штидри), Первый скрипичный концерт (29 октября 1955 года, солист — Давид Ойстрах, дирижер — Евгений Мравинский), Первый виолончельный концерт (4 октября 1959 года, солист — Мстислав Ростропович, дирижер — Евгений Мравинский).
Под управлением Евгения Мравинского, возглавлявшего Заслуженный коллектив Республики (ныне — Заслуженный коллектив России) на протяжении полувека, оркестр создал эталонные интерпретации сочинений Шостаковича. Выдающемуся дирижеру он посвятил Восьмую симфонию. В июле 1942 года композитор специально прилетел в Новосибирск, куда были эвакуированы Заслуженный коллектив Республики и Евгений Мравинский, чтобы присутствовать на первом исполнении ими Седьмой симфонии.
В истории Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии самый яркий эпизод, связанный с именем Шостаковича, — блокадная премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии 9 августа 1942 года под управлением Карла Элиасберга в Большом зале филармонии. Единственный оставшийся в осажденном Ленинграде симфонический оркестр, он тогда еще не входил в состав филармонии и был известен под именем Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета.
Последняя мировая премьера, состоявшаяся в Ленинградской филармонии в присутствии композитора, — исполнение Вокальной сюиты на стихи Микеланджело басом Евгением Нестеренко и пианистом Евгением Шендеровичем 23 декабря 1974 года в Малом зале.
В нынешнем Большом зале филармонии двенадцатилетний Шостакович услышал первый в своей жизни симфонический концерт. Здесь во многом сформировались его кругозор и вкус: в 1920‑е годы он слушал выступления ведущих мировых дирижёров и знакомился с музыкой крупнейших современных композиторов. Филармония подарила ему круг профессионального общения — именно здесь он познакомился с Иваном Соллертинским и Евгением Мравинским.
Начиная с 1932 года музыка Дмитрия Шостаковича звучала на самых важных концертах филармонии, в том числе на открывающих сезон. Постепенно это стало традицией. Ныне каждый концертный сезон Петербургской филармонии открывается исполнением музыки Дмитрия Шостаковича; дата начала неизменна — 25 сентября, день его рождения.
Музыка Дмитрия Шостаковича, занимающая важное место в филармонической афише, станет одним из ключевых акцентов программы крупнейшего проекта Петербургской филармонии — XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», который пройдёт в Петербурге с 13 по 25 декабря.
Подробная филармоническая биография Дмитрия Шостаковича размещена на сайте «Столетие филармонии».
Филармония празднует юбилей исполнением музыки композитора, виртуальной выставкой работ Александра Траугота, переданных автором филармонии в дар после завершения выставки «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика», проходившей в фойе Большого зала с 8 августа по 5 ноября.
«Из работ, отражающих события творческой биографии Шостаковича, мы остановились на тех, в которых в том или ином качестве проявляется его связь с филармонией, — комментировал Евгений Петровский, заместитель директора филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала. — Среди них — “блокадное” изображение Карла Элиасберга, которого жена везёт на санках на репетицию, а также двойной портрет Дмитрия Шостаковича и Ивана Соллертинского, друга композитора и художественного руководителя филармонии в 1940–1944 годах».
Рисунки были созданы для монографии Елены Матвеевой «Повесть о Дмитрии Шостаковиче. Бессмертие», вышедшей в 2015 году. Эта серия, в том числе и не вошедшая в книгу графика, стала основой выставки «Время Шостаковича».
Большой зал
12 мая 1926 г.
Шостакович. Симфония № 1 для большого оркестра
Дирижер – Николай Малько
5 и 6 ноября 1927 г.
Шостакович. «Октябрю» [Симфония № 2], симфоническое посвящение для оркестра с заключительным хором на слова А. Безыменского (1927) (1-е исполнение, хотя ремарка отсутствует)
Исп. Хор Государственной Академической Капеллы
Дирижер – Николай Малько
26 мая 1929 г. (день)
Шостакович. Сюита из оперы «Нос», соч. 15а (1-е исполнение, хотя ремарка отсутствует)
Дирижер – Николай Малько
22 января 1930 г. (рукопись)
Концерт для комсомольского актива
Шостакович. Первомайская симфония [Симфония № 3] (1-е исполнение, хотя ремарка отсутствует)
Исп. Хор Государственной Академической Капеллы
Дирижер – Александр Гаук
19 марта 1930 г.
Шостакович. Сюита из балета «Золотой век» («Динамиада») (1929)
Дирижер – Александр Гаук
17 января 1933 г. (анонс)
Шостакович. [Первый авторский концерт]
Сюита из балета «Болт»
4 симфонических отрывка из оперы «Леди Макбет Мценского уезда»
Партия органа Исай Браудо
Дирижер – Александр Гаук
(В I отделении звучали: Симфония № 1 соч. 10, а также 8 прелюдий для фортепиано, соч. 34 и фортепианная транскрипция из музыки к к/ф «Златые горы» в исполнении автора)
15 и 17 октября 1933 г.
Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром [№ 1], соч. 35 (1933)
Солист – Дмитрий Шостакович, соло трубы – Александр Шмидт
Дирижер – Фриц Штидри
1 июня 1935 г.
Открытие фестиваля искусств
Шостакович. «Сказка о попе и работнике его Балде», сюита из музыки к мультипликационному фильму (1-е исполнение, хотя ремарки об этом нет)
Дирижер – Александр Мелик-Пашаев
21 ноября 1937 г.
Шостакович. Симфония № 5
Дирижер – Евгений Мравинский
21 ноября 1939 г.
Шостакович. Симфония № 6
Дирижер – Евгений Мравинский
14 ноября 1944 г.
Шостакович. Струнный квартет № 2, соч. 68 (1944)
Исп. квартет имени Бетховена
14 ноября 1944 г.
Шостакович. Фортепианное трио № 2, соч. 67, «Памяти И. И. Соллертинского» (1944)
Исп. Дмитрий Цыганов (скрипка), Сергей Ширинский (виолончель) и Дмитрий Шостакович (фортепиано)
3 ноября 1945 г.
Шостакович. Симфония № 9
Дирижер – Евгений Мравинский
15 ноября 1949 г.
Шостакович. «Песнь о лесах», оратория для тенора, баса, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра, соч. 81 (1949). Текст Е. Долматовского
Исп. Хор Капеллы, Хор мальчиков Хорового училища Капеллы
Солисты: Владимир Ивановский, тенор и Иван Тятов, бас
Дирижер – Евгений Мравинский
17 декабря 1953 г.
Шостакович. Симфония № 10
Дирижер – Евгений Мравинский
29 октября 1955 г.
Шостакович. Концерт для скрипки с оркестром № 1
Солист – Давид Ойстрах
Дирижер – Евгений Мравинский
25 июня 1956 г.
Шостакович. Цикл романсов на слова Долматовского
Исп. Борис Гмыря и Лев Острин
4 октября 1959 г.
Шостакович. Концерт для виолончели с оркестром № 1
Солист – Мстислав Ростропович
Дирижер – Евгений Мравинский
1 октября 1961 г.
Шостакович. Симфония № 12 «1917 год»
Дирижер – Евгений Мравинский
26 апреля 1965 г. СО
Фестиваль «Ленинградская музыкальная весна»
Пять фрагментов для оркестра, соч. 42 (1935)
Дирижер – Игорь Блажков
30 октября 1973 г.
Шостакович. Шесть стихотворений Марины Цветаевой для контральто и фортепиано, соч. 143 (1973)
Исп. Ирина Богачева и Софья Вакман
18 сентября 1978 г. СО
Шостакович. Опера «Игроки» по Н. Гоголю (незавершенная), ор. 63а (1941–1942), концертное исполнение
Исп. артисты Московского камерного музыкального театра: Борис Тархов, тенор; Николай Курпе, тенор; Ярослав Радивоник, баритон; Валерий Белых, бас; Ашот Саркисов, бас, Владимир Рыбасенко, бас
Соло на басовой балалайке – В. Судак
Дирижер – Геннадий Рождественский
11 февраля 1981 г.
Шостакович.
«Одна», сюита из музыки к к/ф, соч. 26. Редакция Г. Рождественского (1-е исп.)
Финал (с хором) из оперы Э. Дресселя «Колумб», соч. 19 (1-е исп.)
Скерцо ми-бемоль мажор, соч. 7 (1-е исп.)
Тема с вариациями ми-бемоль мажор, соч. 3 (1-е исп.)
«Большая молния», комическая опера (неоконченная) (1931–1932)
Исп. солисты Ленинградского академического Малого театра оперы и балета: Сергей Сафенин (Управляющий, фабрикант); Виктор Лукьянов (Архитектор); Валерий Кочкин (Семен); Валерий Корженский (Томми)
Хор института культуры имени Н. К. Крупской
Дирижер – Геннадий Рождественский
Малый зал
Бетховенское фойе
2 декабря 1926 г.
Ленинградская ассоциация современной музыки при Ленинградской академической филармонии
Шостакович. Соната для фортепиано, соч. 12 (1926)
Исп. Дмитрий Шостакович
Малый зал имени М. И. Глинки
23 и 28 декабря 1952 г.
Шостакович. Двадцать четыре прелюдии и фуги, соч. 87 (1950—1951) (1-е исполнение, хотя ремарки об этом нет)
Исп. Татьяна Николаева
23 декабря 1953 г.
2-й концерт 1-го абонемента
Д. Д. Шостакович. Творческий вечер
Квартет № 5 си-бемоль мажор, соч. 92 (исп. в 1-й раз)
Исп. квартет имени Бетховена в составе: Д. Цыганов, В. Ширинский, В. Борисовский, С. Ширинский
15 января 1955 г.
Творческий вечер Д. Шостаковича
Концертино для двух фортепиано (1954) (указано, как 1-е исполнение; премьера была в Москве 20.01.1954, а это 1-е исполнение в Ленинграде)
Исп. Алла Малолеткова и Максим Шостакович
Из еврейской народной поэзии. Вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано
Исп. Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Алексей Масленников и Дмитрий Шостакович
7 октября 1956 г.
Творческий вечер Д. Шостаковича
Государственный квартет имени Бетховена (Дмитрий Цыганов, Вадим Борисовский, Василий Ширинский, Сергей Ширинский). Вступительное слово – Александр Должанский
Струнный квартет № 6 соль мажор, соч. 101 (1956)
Исп. Квартет имени Бетховена
15 мая 1960 г.
Шостакович. Струнный квартет № 7 фа-диез минор, соч. 108 (1960)
Исп. Квартет имени Бетховена
2 октября 1960 г.
Шостакович. Струнный квартет № 8 до минор, соч. 110 (1960)
Исп. Квартет имени Бетховена
21 и 22 ноября 1964 г.
Творческий вечер Дмитрия Дмитриевича Шостаковича
Струнный квартет № 9 ми-бемоль мажор, соч. 117 (1-е исполнение)
Струнный квартет № 10 ля-бемоль мажор, соч. 118 (1-е исполнение)
Исп. Квартет имени Бетховена
28 мая 1966 г.
Шостакович. Струнный квартет № 11 фа минор, соч. 122 (1966) (памяти Василия Петровича Ширинского)
Исп. квартет имени Бетховена
Пять романсов для голоса и фортепиано, на тексты из журнала «Крокодил», соч. 121 (1965) (1-е исполнение, хотя ремарки об этом нет)
Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия, для баса и фортепиано (слова автора), соч. 123 (1966) (1-е исполнение, хотя ремарки об этом нет)
Исп. Евгений Нестеренко и Дмитрий Шостакович
12 ноября 1973 г.
4-й концерт 8-го абонемента сезона 1972–72 гг.
Авторский вечер
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Шесть стихотворений Марины Цветаевой, вокальная сюита, соч. 143
Исп. Ирина Богачева
Партия фортепиано – Софья Вакман
Шостакович. Струнный квартет № 14 фа-диез мажор. Соч. 142 (1973) (посвящается Сергею Ширинскому)
Исп. Квартет имени Бетховена в составе: Дмитрий Цыганов, Николай Забавников, Фёдор Дружинин, Сергей Ширинский
15 ноября 1974 г. (25 октября состоялось исполнение в Ленинградском Союзе композиторов)
Шостакович. Струнный квартет № 15 ми-бемоль минор, соч. 144 (1974), памяти Сергея Петровича Ширинского
Исп. Квартет имени Танеева
23 декабря 1974 г.
Шостакович. Вокальная сюита на стихи Микеланджело Буонарроти, для баса и фортепиано, соч. 145 (1974)
Исп. Евгений Нестеренко и Евгений Шендерович
1 октября 1975 г.
Шостакович. Соната для альта и фортепиано, соч. 147 (1975), посвящается Федору Серафимовичу Дружинину
Исп. Фёдор Дружинин и Михаил Мунтян
Большой зал
11 марта 1927 г.
Концерт пианистов школы Л.В. Николаева
Участники (в алфавитном порядке): Александр Каменский, Исай Рензин, Владимир Софроницкий, Иосиф Шварц, Константин Шмидт, Дмитрий Шостакович, Мария Юдина
Николаев – Вариации на тему из четырех нот для двух фортепиано
Исп. Исай Рензин, Дмитрий Шостакович
Шопен – Два ноктюрна, Два этюда, Баллада № 3
Исп. Дмитрий Шостакович
20 ноября 1927 г.
Концерт Лидии Яковлевны Липковской
С участием Дмитрий Шостаковича
Лист – Гондольера, Канцона, Тарантелла
Исп. Дмитрий Шостакович
23 ноября 1927 г.
2-й концерт 5-го абонемента
С участием Дмитрия Шостаковича и Гавриила Попова
Моцарт. Концерт для двух фортепиано с оркестром, соч. 83 (1780)
Исп. Дмитрий Шостакович и Гавриил Попов
Дирижер – Фриц Штидри
26 ноября 1927 г.
2-й симфонический концерт для рабочей молодежи
Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром (без уточнения, очевидно № 1)
Исп. Дмитрий Шостакович
Дирижер – Николай Малько
3 февраля 1929 г. (день)
6-й концерт 6-го (утреннего) абонемента
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 1, соч. 10
Исп. Дмитрий Шостакович
Дирижер – Георгий Шейдлер
25 марта 1930 г.
Концерт класса Л.В. Николаева
Шостакович – Фрагменты из балета «Золотой век» («Динамиада»)
Исп. Дмитрий Шостакович
17 января 1933 г. [Первый авторский концерт]
Шостакович.
8 прелюдий для фортепиано, соч. 34
Фортепианная транскрипция из музыки к к/ф «Златые горы»
Исп. Дмитрий Шостакович
(в I отделении оркестр под управлением Александра Гаука исполнил Симфонию № 1, во II отделении, впервые, - сюиту из балета «Болт» и четыре симфонических отрывка из оперы «Леди Макбет Мценского уезда»)
19 февраля 1933 г.
Шостакович. Фортепианные произведения (без уточнений)
Исп. Дмитрий Шостакович
Дирижер – Александр Гаук
15 и 17 октября 1933 г.
Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром [№ 1] до минор, соч. 35 (1933) (в 1-й раз)
Солист – Дмитрий Шостакович, соло трубы – Александр Шмидт
Дирижер – Фриц Штидри
23 марта 1934 г.
Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром
Солист – Дмитрий Шостакович
Дирижер – Владимир Дранишников
1 ноября 1937 г.
Концерт из произведений советских композиторов при участии авторов
Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром
Исп. Дмитрий Шостакович
Дирижер – Алексей Пономаренко
16 ноября 1937 г.
Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром
Солист – Дмитрий Шостакович
Дирижер – Николай Рабинович
15 апреля 1938 г.
Концерт пианистов школы Л.В. Николаева (35 лет художественной деятельности)
Участники (в порядке выхода на сцену): Александр Геронимус, Натан Перельман, Вера Разумовская, Самарий Савшинский, Исай Рензин, Иосиф Шварц, Григорий Бузе, Татьяна Рябова, Павел Серебряков, Тамара Фидлер, Константин Шмидт, Владимир Софроницкий и Дмитрий Шостакович
Николаев – Вариации на тему из четырех нот для двух фортепиано
Исп. Владимир Софроницкий и Дмитрий Шостакович
20 апреля 1938 г.
Шостакович. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Солист – Дмитрий Шостакович
Дирижер – Карл Элиасберг
2 января 1939 г. (день) (рукопись)
Смешанный закрытый концерт. Новогодняя ёлка для учащихся средних школ
Шостакович. Отрывки из произведений (без уточнений)
Исп. Дмитрий Шостакович
18 марта 1939 г.
Шостакович. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Исп. Дмитрий Шостакович
Соло на трубе – И.А. Воловик
Дирижер – Эдурад Грикуров
12 октября 1940 г.
Концерт школы нараодного артиста РСФСР, профессора, орденоносца Л.В. Николаева
В концерте участвуют (в порядке выхода на сцену): Исай Рензин и Дмитрий Шостакович, Владимир Софроницкий, Павел Серебряков, Константин Шмидт, Натан Перельман, Григорий Бузе, Александр Геронимус, Тамара Фидлер
Рахманинов. Соната № 2 для двух фортепиано
Исп. Исай Рензин и Дмитрий Шостакович
2 января 1941 г.
I отделение
Шостакович. Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели
Исп. Квартет имени Глазунова, партия фортепиано – Дмитрий Шостакович
(во II отделении Евгений Мравинский дирижировал Пятой симфонией Шостаковича)
5 января 1941 г. (вечер)
Заключительный концерт Декады советской музыки
Шостакович. Квинтет
Исп. Квартет имени Глазунова
Партия фортепиано – Дмитрий Шостакович
Эвакуация. Новосибирск
4 июля 1942 г.
Шостакович. Квинтет
Исп. Квартет имени Глазунова
Партия фортепиано – Дмитрий Шостакович
(Шостакович в это время был в Новосибирске на репетициях Седьмой симфонии, премьера которой состоялась 9 июля)
Большой зал
14 ноября 1944 г.
Авторский вечер Дмитрия Дмитриевича Шостаковича
Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, соч. 57
Исп. Квартет имени Бетховена (Москва) в составе: Дмитрий Цыганов (скрипка), Василий Ширинский (скрипка), Вадим Борисовский (альт), Сергей Ширинский (виолончель), и Дмитрий Шостакович (фортепиано)
Трио, соч. 68 (исп. в 1-й раз)
Исп. Дмитрий Цыганов (скрипка), Сергей Ширинский (виолончель) и Дмитрий Шостакович (фортепиано)
6 февраля 1947 г.
(машинопись и рукописная книга)
Встреча кандидата в депутаты Верховного Совета РСФСР Д.Д. Шостаковича с избирателями Дзержинского округа
Шостакович. Квинтет (I и II части)
Исп. Дмитрий Шостакович и Квартет имени Глазунова
Симфония № 7 (I часть)
Дирижер – Евгений Мравинский
Камерные залы
Малый зал (Бетховенское фойе)
2 декабря 1926 г.
Ленинградская ассоциация современной музыки при Ленинградской академической филармонии
Шостакович. Соната для фортепиано, соч.12 (1926) в 1-й раз
Исп. Дмитрий Шостакович
6 января 1928 г.
Вечер песни
Лидия Вырлан
Римский-Корсаков. В царстве розы и винограда (Фет)
На холмах Грузии (Пушкин)
Штейнберг. Из персидской лирики (Хайям)
Я не знаю покоя (Тагор)
Штрейхер. Подражание персидскому (Гумилев)
Не жду, что мой земной удел (рукопись) (По)
Вейсберг (рукопись, 1-й раз). Последняя песня (Ахматова)
Тихо плачу (Парнок)
Цыганская (Сельвинский)
Дзегеленок. Из Сафо (Майков)
Зачем сидишь ты здесь (Тагор)
Александров. Из «Александрийских песен» (Кузмин):
Ты – как у гадателя отрок
Весною листья меняет тополь
Как песня матери
Солнце
Мясковский. Луна и туман (Гиппиус)
Заклинание (Гиппиус)
У рояля Дмитрий Шостакович
Зал Глазунова в Консерватории, концерт Филармонии
30 октября 1939 г.
Концертное бюро Филармонии
Творческий вечер Дмитрия Шостаковича
При участии: Квартета имени Глазунова, Квартета им. Ауэра, Арнольда Феркельмана и Дмитрия Шостаковича
24 прелюдии для фортепиано
Исп. Дмитрий Шостакович
Соната для виолончели и фортепиано
Исп. Арнольд Феркельман и Дмитрий Шостакович
Малый зал имени Глинки
5 января 1950 г.
Шостакович. Квинтет
Исп. Дмитрий Шостакович и квартет Московской филармонии: Ростислав Дубинский (1-я скрипка), Нина Баршай (2-я скрипка), Рудольф Баршай (альт), Валентин Берлинский (виолончель)
15 января 1950 г.
4-й концерт 2-го абонемента
Шостакович. Фортепианный квинтет
Исп. Дмитрий Шостакович и квартет имени Бетховена: Дмитрий Цыганов, Вадим Борисовский, Василий Ширинский, Сергей Ширинский
18 ноября 1951 г.
1 концерт 1-го абонемента
Исполнители: Дмитрий Шостакович и Государственный Квартет имени Бетховена (Дмитрий Цыганов, Василий Ширинский, Вадим Борисовский, Сергей Ширинский)
Шостакович. Четыре прелюдии и фуги (1951)
Исп. Дмитрий Шостакович
Трио (1944)
Исп. Дмитрий Шостакович, Дмитрий Цыганов, Сергей Ширинский
24 апреля 1952 г.
Творческий вечер Дмитрия Шостаковича
Шостакович. Соната для виолончели и фортепиано (1934)
Исп. Святослав Кнушевицкий и Дмитрий Шостакович
Трио (1944)
Исп. Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах и Святослав Кнушевицкий
Четыре прелюдии и фуги (1951)
Исп. Дмитрий Шостакович
25 января 1953 г.
2-й концерт 1-го абонемента
Творческий вечер Дмитрия Шостаковича
Участвуют Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах, Святослав Кнушевицкий
Шостакович. Соната для виолончели и фортепиано (1934)
Исп. Святослав Кнушевицкий и Дмитрий Шостакович
Трио (1944)
Исп. Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах и Святослав Кнушевицкий
Прелюдии и фуги (1951)
Исп. Дмитрий Шостакович
23 декабря 1953 г.
2-й концерт 1-го абонемента
Дмитрий Шостакович. Творческий вечер
При участии Квартета имени Бетховена в составе: Дмитрий Цыганов, Василий Ширинский, Вадим Борисовский, Сергей Ширинский
Шостакович. Квинтет для струнного квартета и фортепиано, соч. 57
Исп. Дмитрий Шостакович и квартет
Прелюдии и фуги, соч. 8: ре мажор, ля мажор, ми минор
Исп. Дмитрий Шостакович
Квартет № 5 си-бемоль мажор, соч. 92 (исп. в 1-й раз)
Исп. квартет
15 января 1955 г.
Творческий вечер Дмитрия Шостаковича
Шостакович. Фортепианный квинтет (1940)
Исп. Дмитрий Шостакович и Квартет имени Бетховена (Дмитрий Цыганов, Вадим Борисовский, Василий Ширинский, Сергей Ширинский)
Из еврейской народной поэзии. Вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано (В 1-й раз):
1. Плач об умершем младенце
2. Заботливая мама и тетя
3. Колыбельная
4. Перед долгой разлукой
5. Предостережение
6. Брошенный отец
7. Песня о нужде
8. Зима
9. Песня о хорошей жизни
10. Песня девушки
11. Счастье
Исп. Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Алексей Масленников, партия фортепиано – Дмитрий Шостакович
2 октября 1955 г.
Шостакович. Фортепианный квинтет, соч. 57
Исп. Дмитрий Шостакович, Квартет имени Глазунова
14 и 15 декабря 1955 г.
2-й концерт 1-го абонемента
Творческий вечер Дмитрия Шостаковича
Исполнители: Дмитрий Шостакович, Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Алексей Масленников, Государственный квартет имени Бетховена (Дмитрий Цыганов, Василий Ширинский, Вадим Борисовский, Сергей Ширинский)
Шостакович. Фортепианный квинтет, соч. 57
Исп. Дмитрий Шостакович и Квартет имени Бетховена
Прелюдии и фуги. Соч. 87
Исп. Дмитрий Шостакович
Из еврейской народной поэзии. Вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано, соч. 79:
1. Плач об умершем младенце
2. Заботливая мама и тетя
3. Колыбельная
4. Перед долгой разлукой
5. Предостережение
6. Брошенный отец
7. Песня о нужде
8. Зима
9. Песня о хорошей жизни
10. Песня девушки
11. Счастье
Исп. Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Алексей Масленников, партия фортепиано – Дмитрий Шостакович
6 октября 1956 г.
Открытие сезона
Шостакович. Фортепианный квинтет, соч. 57
Исп. Дмитрий Шостакович и Квартет имени Бетховена: Дмитрий Цыганов, Василий Ширинский, Вадим Борисовский, Сергей Ширинский
7 октября 1956 г.
Творческий вечер Дмитрия Шостаковича
Шостакович. Прелюдии и фуги, соч. 87
Исп. Дмитрий Шостакович
Из еврейской народной поэзии. Вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано, соч. 79:
1. Плач об умершем младенце
2. Заботливая мама и тетя
3. Колыбельная
4. Перед долгой разлукой
5. Предостережение
6. Брошенный отец
7. Песня о нужде
8. Зима
9. Песня о хорошей жизни
10. Песня девушки
11. Счастье
Исп. Нина Дорлиак, Т. Антипова, Алексей Масленников, партия фортепиано – Дмитрий Шостакович
24 февраля 1957 г.
5 концерт 6-го абонемента
Принимают участие: Дмитрий Шостакович, Государственный квартет имени Бетховена: Дмитрий Цыганов, Василий Ширинский, Вадим Борисовский, Сергей Ширинский
Шостакович. Фортепианный квинтет. Соч. 57
Исп. Дмитрий Шостакович и Квартет имени Бетховена
15 июня 1957 г.
7-й концерт 2-го абонемента
Творческий вечер Дмитрия Шостаковича
Исп.: Дмитрий Шостакович, Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Святослав Кнушевицкий, солист Малого театра Михаил Довенман
Шостакович. Прелюдии и фуги, соч. 87
Исп. Дмитрий Шостакович
Соната для виолончели и фортепиано, соч. 40
Исп. Святослав Кнушевицкий и Дмитрий Шостакович
Из еврейской народной поэзии. Вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано, соч. 79:
1. Плач об умершем младенце
2. Заботливая мама и тетя
3. Колыбельная
4. Перед долгой разлукой
5. Предостережение
6. Брошенный отец
7. Песня о нужде
8. Зима
9. Песня о хорошей жизни
10. Песня девушки
11. Счастье
Исп. Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Михаил Довенман, партия фортепиано – Дмитрий Шостакович
28 и 29 мая 1966 г.
Творческий вечер народного артиста СССР, лауреата Ленинской и государственных премий Дмитрия Дмитриевича Шостаковича
Шостакович. Пять романсов для голоса и фортепиано, на тексты из журнала «Крокодил», соч. 121 (1965) (1-е исполнение, хотя ремарки об этом нет)
Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия, для баса и фортепиано (слова автора), соч. 123 (1966) (1-е исполнение, хотя ремарки об этом нет)
Исп. Евгений Нестеренко и Дмитрий Шостакович

28 ноября в Великом Новгороде открылась организованная Новгородским музеем-заповедником выставка «Пророк вечной красоты», посвященная 170-летию со дня рождения композитора Анатолия Лядова. Партнером проекта выступает Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича: для выставки она предоставила уникальные экспонаты из собрания Музыкальной библиотеки; в рамках проекта в Великом Новгороде c сольным концертом выступит артист филармонии, известный пианист Николай Мажара, лекции прочтут музыковеды-сотрудники филармонии. Выставка размещена в Музее изобразительных искусств, входящем в структуру Новгородского музея-заповедника, она продлится до 16 апреля 2026 года. Новгородский музей-заповедник — один из ведущих федеральных музеев страны, в этом году отмечающий 160-летие со дня основания.
«Эта выставка — приношение Новгородского музея к юбилею композитора. Она получилась камерной, тихой, по-домашнему уютной; здесь раскрывается личное пространство Лядова, то, что он сам скрывал от друзей и коллег. Мы хотели показать его не только как выдающегося музыканта, но и как семейного человека. Надеемся, нам удалось показать, как эти два мира сосуществовали в нём», — отметила Олеся Рудь, заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника по экспозиционно-выставочной работе. Она подчеркнула, что важной частью проекта стала поддержка Петербургской филармонии: сотрудники Музыкальной библиотеки отобрали замечательные, редкие материалы, заметно обогатившие выставку.
Уникальные экспонаты из собрания Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии иллюстрируют «петербургоцентричность» жизни Анатолия Лядова. Среди них — первые издания сказочной картины для оркестра «Волшебное озеро», Восьми русских народных песен для оркестра, фортепианных сочинений («Куколки», «Музыкальная табакерка»), опубликованные издательствами Василия Бесселя и Митрофана Беляева; программы Русских симфонических концертов, которыми композитор дирижировал в Зале Дворянского собрания (ныне — Большой зал филармонии); программы состоявшихся здесь же Концертов Александра Зилоти, на которых звучали первые исполнения сочинений Лядова, и другие экспонаты, например, рисунок композитора «Зеленый чертяка».
«Мы предоставили подлинные материалы исключительной ценности. Выбранные артефакты позволяют рассмотреть антологию его творчества, которая разделяется на три взаимодополняющих вектора, во всей ее полноте: фортепианная, симфоническая и вокальная музыка. Также представлены свидетельства его работы как дирижера, вставшего за пульт оркестра Императорской русской оперы в Зале Дворянского собрания, — отметила Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям. — Особую историческую рифму создают и сами пространства: выставка расположена в здании Новгородского дворянского собрания, и Большой зал Петербургской филармонии находится в здании Дворянского собрания».
Музыкальной доминантой проекта «Пророк вечной красоты» в Великом Новгороде станет сольный концерт артиста Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и профессора Санкт-Петербургской консерватории, известного пианиста Николая Мажары. Также пройдут лекции сотрудников филармонии, музыковедов, кандидатов искусствоведения Михаила Алейникова и Марины Монаховой.
Документальную основу выставки составили экспонаты фондов Новгородского музея-заповедника и Народного музея Антона Аренского, Анатолия Лядова, Сергея Рахманинова. «После смерти Анатолия Лядова его жена, Надежда Ивановна, не сразу стала передавать вещи композитора в государственные музеи — это происходило постепенно, на протяжении многих лет. В результате предметы оказались в самых разных собраниях. Сегодня значительную часть этих ценностей мы объединяем и представляем вместе. Нам удалось соединить в одном пространстве Боровичский документальный фонд и Санкт-Петербургский. В экспозиции на первый план вынесены мемориальные вещи Лядова — почти все они подлинные, не копии. Это дает возможность прикоснуться к наследию композитора и его семьи — его жены, сыновей и тех, кто окружал его в разные годы», — рассказала Марина Мазилкина, куратор выставки, сотрудник отдела формирования и реализации выставочных программ Новгородского музея-заповедника. Наибольший интерес вызывают артефакты из личных архивов родственников композитора. Уникальная часть экспозиции — сохраненные Валерием Васильевичем Демидовым мемориальные предметы Лядова: неопубликованные письма, дирижерская палочка, письмо о принятии отставки композитора, нотный альбом, лампа, предметы мебели из петербургской квартиры Лядовых на ул. Николаевской (ныне ул. Марата, 52) и многое другое.
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»