Фото: Стас Левшин

20 апреля всемирно известный пианист Николай Луганский выступит в Петербургской филармонии с сольной программой: наряду с фортепианными сочинениями Мендельсона, Шопена и Рахманинова прозвучат транскрипции оперной музыки Рихарда Вагнера, выполненные Ференцем Листом и самим Николаем Луганским.

«Мои транскрипции Четырех сцен из музыкальной драмы Вагнера “Гибель богов” появились 22 года назад: тогда я получил предложение выступить на знаменитом фестивале “Декабрьские вечера” в Пушкинском музее, – рассказывает Николай Луганский, – В 2002 году фестиваль был посвящен любимому писателю его основателя, Святослава Рихтера, – Марселю Прусту: в его романах неоднократно упоминается Вагнер, а умение исполнять его музыку на фортепиано описывается как способ попасть в хорошее общество. Можно понять, почему это умение было так востребовано: в XIX веке возможностей услышать музыкальные драмы Вагнера – масштабные, требующие огромного оркестра и значительных постановочных усилий – было не так много, поэтому его фанаты исполняли эту музыку на рояле, в их числе был и знаменитый пианист и композитор Ференц Лист.

И тогда для “Декабрьских вечеров” я предложил свою транскрипцию четырех сцен из “Гибели богов”: я тогда был очень увлечен Вагнером, один из первых компакт-дисков, привезенный мной из-за рубежа, был с его музыкой, я привык исполнять любимые фрагменты из его драм для себя, поэтому включение в программу такой транскрипции показалось мне естественным. Вскоре я исполнил ее еще несколько раз и на пару десятилетий оставил – пока не получил предложение от фирмы Harmonia Mundi записать диск с музыкой Вагнера: так эта транскрипция вернулась в мой концертный репертуар, при этом каждый раз, исполняя ее, я привношу в эту музыку изменения. Четыре сцены, который я выбрал из шестичасовой оперы “Гибель богов” – это Рассвет и дуэт Зигфрида и Брунгильды, Путешествие Зигфрида по Рейну, знаменитый Траурный марш и Финал».

Николай Луганский – всемирно известный пианист, один из самых ярких российских музыкантов, которого критики называют «романтическим героем современного фортепиано». Он сотрудничает с лучшими оркестрами и дирижерами современности, в их числе – Владимир Федосеев, Михаил Плетнев, Риккардо Шайи, Кент Нагано, Неэме Ярви, Шарль Дютуа, Леонард Слаткин, Владимир Юровский, Джанандреа Нозеда, Эса-Пекка Салонен.

Среди его партнеров по камерному музицированию – Вадим Руденко, Вадим Репин, Леонидас Кавакос, Алена Баева, Александр Рудин, Александр Князев, Миша Майский, Готье Капюсон, Анна Нетребко. Музыкант выступает в Амстердаме, Лондоне, Париже, Вене, Милане, Мюнхене, Мадриде, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Токио и других музыкальных столицах. Записи пианиста отмечены множеством призов, в их числе – Международная премия имени Теренса Джадда, «Золотой камертон года», ECHO Klassik, Choc du Monde de la Musique, Preis der Deutschen Schallplattenkritik, BBC Music Magazine Award.

Юлия Кантор. Презентация книги. Петербургская филармония, 27 января 2024 года. Фото: Анна Флегонтова

18 и 19 апреля в Перми пройдут посвященные теме блокады лекции докторов исторических наук: заместителя директора Петербургской филармонии Юлии Кантор и профессора СПбГУ Владимира Пянкевича. Лекции включены в Пермский краевой план мероприятий, посвященных 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады. Юлия Кантор входит в состав Пермского краевого организационного комитета по проведению мероприятий, посвященных блокадной дате.

18 апреля в рамках научно-образовательной сессии «История. Судьбы. Память» в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете Юлия Кантор выступит с лекцией «Отзвук Ленинграда. Музыкальные учреждения в эвакуации: Урал, Приуралье, Сибирь, Узбекская ССР». В лекции, основанной на документальных материалах, будет рассказано о повседневности творческой интеллигенции и формировании слушательской аудитории, о премьерах военного времени, о взаимодействии местных деятелей культуры с прибывшими с берегов Невы, а также о профессиональных и человеческих связях, возникших в военное время и не прервавшихся поныне.

Владимир Пянкевич в тот же день выступит с лекцией «Частная жизнь, стратегии и практики выживания жителей блокадного Ленинграда». Лекция основана на ранее неизвестных эго-документах и архивных материалах. Слушатели узнают о блокадной повседневности, способах преодоления тягот блокады, о трансформациях межличностных отношений, слухах, мифах и легендах блокадной поры.

19 апреля Юлия Кантор прочтет лекцию «Звуки блокадного города. Музыка в эфире, на сцене, на линии фронта», адресованную учащимся пермского хореографического и пермского художественного училищ. Лектор расскажет, какие произведения исполнялись в Ленинграде в годы блокады, как собирался симфонический оркестр, кто приходил на концерты в военную пору. Слушатели узнают, почему музыка смолкла в эфире Ленинградского радио зимой 1941 года, и почему концерты были возобновлены уже весной 1942-го. В военное время филармония не только не прекратила свою работу, но увеличила объем выступлений, в том числе именно в её Большом зале прозвучала легендарная Симфония № 7 Дмитрия Шостаковича.

В этот же день с лекцией «Дети и подростки, их сны и мечты в блокадном Ленинграде» выступит профессор Владимир Пянкевич. Аудитория узнает, о повседневности 400 тысяч детей и подростков, оставшихся в осажденном городе, о взаимоотношениях детей и родных в условиях блокады, «втором рождении» сирот, детских домах как средстве спасения, играх и игрушках, учебе, труде, домашних обязанностях юных ленинградцев.

27 января, в день 80-летия освобождения Ленинграда от блокады, в Большом зале Петербургской филармонии в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича. 

Перед концертом состоялась презентация изданной под эгидой Петербургской филармонии книги Юлии Кантор «Ленинградская симфония. Партитура памяти» – первого целостного повествования об исполнениях Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича в годы Второй мировой войны. Один из ключевых сюжетов книги – легендарная блокадная премьера симфонии в осажденном Ленинграде. Она состоялась 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии в исполнении Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, ныне — Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии. 5 апреля презентация книги прошла в Минске.

19 апреля в исполнении Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии под управлением представителя знаменитой музыкальной династии, художественного руководителя и главного дирижера Новосибирского и Красноярского оперных театров Дмитрия Юровского прозвучит «Нулевая» симфония Антона Брукнера – так продолжится программа нового абонемента Петербургской филармонии «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик», посвященного 200-летию со дня рождения композитора. Наряду с симфонией в программу вошла блистательная музыка семьи Штраусов, составлявшая при жизни Брукнера неотъемлемую часть музыкальной атмосферы Вены.

Антону Брукнеру принадлежит девять нумерованных симфоний, однако на самом деле он написал их одиннадцать (конечно, если не считать при этом еще и  многочисленные их редакции): требовательность к себе, неуверенность в своем профессионализме и острая реакция на критику стали причиной тому, что написанную в 1869 году «Вторую» симфонию автор «аннулировал».

Такова была реакция на вопрос дирижера Венской филармонии Отто Дессофа относительно первой части: «Но где же главная тема?!». Брукнер был опустошен и в итоге присвоил Второй номер следующей симфонии, а на партитуре этой уже много позже оставил безжалостные комментарии: «не считается», «аннулировано» – так она вошла в историю как «Нулевая».

Впервые эта партитура прозвучала лишь в 1924 году, спустя почти тридцать лет после смерти автора, а сегодня она входит в мировой репертуар и звучит наравне с симфониями, которыми композитор посчитал возможным присвоить номер.

Абонементный цикл Петербургской филармонии, посвященный музыке одного из крупнейших и, возможно, самых недооцененных композиторов XIX века, продлится два сезона, в его концертах прозвучат все симфонии Антона Брукнера в сочетании с музыкой других композиторов, вписывающей брукнеровские партитуры в разный стилистический и смысловой контекст.

«Брукнеровский» абонемент Петербургской филармонии открылся в ноябре выступлением Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Владимира Альтшулера: прозвучала Четвертая симфония, в феврале Третью симфонию Заслуженный коллектив России исполнил под управлением Феликса Коробова. В течение этого концертного сезона в программе абонемента с филармоническим Заслуженным коллективом России Девятую и Седьмую симфонии композитора исполнят немецкий дирижер Лео Кремер и представитель музыкальной династии Дмитрий Юровский.

Антон Брукнер – «наполовину гений, наполовину простак», как охарактеризовал его дирижер Ганс фон Бюлов, глубоко религиозный человек, посвятивший одну из своих симфоний «Возлюбленному Богу», стремился выразить в своей музыке величие Вселенной.  От большинства великих композиторов Брукнера отличает поздно пришедшее признание: его триумфом стала Четвертая симфония, на момент премьеры которой композитору исполнилось 57 лет.

Кажется, что путь Брукнера к признанию продолжается до сих пор, и его юбилейный год – лучший повод исполнить в Большом зале Петербургской филармонии все симфонии композитора: опередившие свое время, монументальные, величественные, обращенные будто бы не к земному, а к небесному слушателю.

Перед концертом в Музитории Большого зала состоится лекция, посвященная Брукнеру и его «Нулевой» симфонии: для слушателей концерта вход бесплатный, по регистрации.

Фото: Стас Левшин

12 апреля в Большом зале филармонии выступил Российский национальный оркестр: коллектив вернулся в Петербургскую филармонию после более чем трехлетнего перерыва и впервые выступил здесь под управлением Александра Рудина  – одного из крупнейших российских музыкантов, ставшего в 2022 году художественным руководителем и главным дирижером коллектива. Солистом вывступил победитель XVII Международного конкурса имени Чайковского, пианист Сергей Давыдченко. Концерт прошел при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны». Выступление Российского национального оркестра завершило программу нового абонемента филармонии «Оркестровая география России», объединившего пять концертов ведущих камерных и симфонических коллективов страны. 

«Оркестр и я по отдельности в Большом зале Петербургской филармонии, конечно, концертировали, но сегодня мы впервые выступаем здесь вместе, – рассказал Александр Рудин, – Играть здесь очень удобно: сцена компактная, зал изумительно красив, акустика благожелательная. Мне кажется, что этот зал помогает исполнению, от него – как от пространства, так и от наполняющей его публики – получаешь правильные, хорошие, положительные флюиды. Гастроли – это возможность собраться и показать свои лучшие стороны. Оркестр довольно много лет здесь не был и сегодня у нас своего рода премьерный концерт, который, я надеюсь, будет не последним в череде наших совместных выступлений здесь». 

В программу концерта вошли Второй фортепианный концерт Рахманинова, Этюды-картины Рахманинова в оркестровке итальянского композитора Отторино Респиги, а также сюита самого Респиги «Церковные витражи», отразившая «экзальтацию глубокого религиозного чувства». 

 Предыдущее выступление РНО в Большом зале состоялось в октябре 2020 под управлением Андрея Рубцова, солировал Михаил Плетнев. 

Российский национальный оркестр, основанный в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетневым, за более чем тридцатилетнюю творческую жизнь обрел международную известность, стал олицетворением русской музыкальной традиции и одним из ярчайших ее символов. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира.

По праву гордясь своими симфоническими коллективами, входящими в число лучших в стране – Заслуженным коллективом России и Академическим симфоническим оркестром – Петербургская филармония ежегодно представляет в своей афише и концерты ведущих приглашенных оркестров, в сезоне 2023/2024 они объединены в абонемент.

Рядом с названиями прославленных коллективов в нем – имена больших музыкантов: в рамках абонемента в Большом зале выступили Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, Государственный академический камерный оркестр России, дирижер и солист – Алексей Уткин, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского, Уральский академический филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса.

10 апреля на площадке Открытой киностудии «ЛЕНДОК» прошел VI благотворительный фестиваль детского творчества «АртПоляна». В проекте, направленном на развитие и поддержку воспитанников детских домов, школ-интернатов и социально-реабилитационных центров, приняли участие 100 ребят из 14 социальных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области. 

Петербургская филармония выступила партнером фестиваля: артистка Академического симфонического оркестра филармонии Екатерина Семион вошла в состав его жюри, все участники номинации «Инструментальное творчество» получили билеты на концерты филармонии, а также подарки от официального спонсора Петербургской филармонии Банка ВТБ. Победителями в номинации стали воспитанник Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, пианист Иван Малышев (1 место), воспитанник Ленинградского областного государственного автономного учреждения «Всеволожский комплексный центр социального обслуживания населения», исполнитель на ударных инструментах Андрей Колосов (2 место), воспитанник Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кировского района Санкт-Петербурга, пианист Даниил Сидоров (3 место). 

Тема фестиваля в этом году была определена как «Космическое путешествие», состязания прошли в трёх номинациях: вокальное, инструментальное и танцевальное творчество. Все участники получили памятные дипломы, а солисты и коллективы, вошедшие в тройку финалистов в каждой из номинаций – ценные призы от партнёров организатора Фестиваля, АНО «Волшебный Дирижабль».

В состав жюри фестиваля наряду с Екатериной Семион также вошли актер театра и кино Аскар Нигамедзянов, актриса театра “ЦЕХЪ» Екатерина Ильина, актер Санкт-Петербургского Городского театра Александр Манько, автор и исполнитель песен Виктория Плетнева.

Организатор Фестиваля – «Волшебный Дирижабль», автономная некоммерческая организация, которая уже около десяти лет помогает детям с ограниченными возможностями здоровья и сиротам получить достойное дополнительное образование и культурное развитие.

С декабря 2014 года Петербургская филармония выступает партнером АНО «Волшебный Дирижабль»: принимает подопечных организации на репертуарных концертах в своих залах, а также предоставляет площадки для совместных с проектом мероприятий, которые в течение концертного сезона проходят в среднем 2-4 раза в месяц. В течение 2023 года Филармония приняла особенных слушателей на тридцати девяти таких специально организованных программах.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»