Фото: Анна Флегонтова

23 апреля в Большом зале Петербургской филармонии вместе с Академическим симфоническим оркестром под управлением известного азербайджанского дирижера Эйюба Кулиева выступили выдающиеся пианисты: народный артист СССР, Лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР, композитор и педагог Фархад Бадалбейли и народный артист Азербайджана Мурад Адыгезалзаде. Концерт прошел при поддержке Министерства культуры Азербайджанской Республики.

В программу вошли сочинения крупнейших азербайджанских композиторов XX века: симфонические гравюры «Дон Кихот» Кара Караева, созданные на основе музыки композитора к одноименному кинофильму Григория Козинцева, а также Концерт для фортепиано с оркестром на арабские темы, написанный Фикретом Амировым в соавторстве с Эльмирой Назировой. В нем наряду с использованием подлинных арабских мелодий применяются характерные для азербайджанской музыки принципы развития, средствами симфонического оркестра имитируется звучание арабских инструментов. 

Также в этот вечер прозвучали знаменитое Итальянское каприччио Петра Чайковского и – впервые в Петербурге – Сюита № 2 для двух фортепиано Сергея Рахманинова в версии для двух фортепиано с оркестром Александра Варенберга.

«В программу включили музыку двух наших самых выдающихся композиторов – и сочинения величайших композиторов России и всего мира – Рахманинова и Чайковского. При этом версию сюиты Рахманинова для двух фортепиано с оркестром специально по нашей просьбе сделал Александр Варенберг, – рассказал Фархад Бадалбейли, – Важно отметит, что Кара Караев связан с Петербургом: он – ученик Дмитрия Шостаковича, здесь, в Мариинском театре, состоялась премьера его балета “Тропою грома” – я был тогда ребенком, но помню, как приезжал тогда в Ленинград, в начале шестидесятых. В целом, наши музыкальные связи с Петербургом очень прочные, это родной и любимый для нас город».

18 и 19 апреля в Перми прошли посвященные теме блокады лекции доктора исторических наук, заместителя директора Петербургской филармонии Юлии Кантор. Лекции состоялись в рамках Пермского краевого плана мероприятий, посвященных 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады. Регион в годы Великой Отечественной войны принял наибольшее количество учреждений культуры, эвакуированных  с берегов Невы.  

18 апреля в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете Юлия Кантор, являющаяся членом Пермского краевого оргкомитета по проведению мерприятий, посвященных юбилею, выступила с лекцией «Отзвук Ленинграда. Музыкальные учреждения в эвакуации: Урал, Приуралье, Сибирь, Узбекская ССР». На следующий день учащиеся Пермского хореографического училища, появление которого стало следствием эвакуации в Молотов (Пермь) Ленинградского хореографического училища (Академии русского балета  им А.Я.Вагановой) и Театра оперы и балета им С.М.Кирова (Мариинского театра), а также учащиеся художественного училища, музыкального колледжа и Гимназии имени С.П.Дягилева  услышали лекцию «Звуки блокадного города. Музыка в эфире, на сцене, на линии фронта». В режиме онлайн к встрече также присоединились и учащиеся Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа (Минск).

«Молодежь должна знать историю, это то, что связывает поколения. Историю обязательно нужно изучать во всей ее полноте, это принципиально важно для создания единого информационного пространства исторической памяти, – отмечает Юлия Кантор, – Лекции были адаптированы для молодых слушателей – и получили у этой аудитории очень живой отклик, я получила массу вопросов, касавшихся быта эвакуированных музыкантов, их связей с регионами, которые их приняли и стали им не только второй родиной, но и местом спасения, ребят интересовало, где были семьи ленинградских музыкантов, которые оставались в блокадном городе – и многое другое».

Учебные заведения, организовавшие лекции, а также авторы лучших вопросов получили в дар книгу «Побратимы», посвященную регионам, принявшим эвакуированных ленинградцев: автором ее идеи и ответственным редактором была Юлия Кантор. 

27 января, в день 80-летия освобождения Ленинграда от блокады, в Большом зале Петербургской филармонии в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича. Перед концертом состоялась презентация изданной под эгидой Петербургской филармонии книги Юлии Кантор «Ленинградская симфония. Партитура памяти» – первого целостного повествования об исполнениях Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича в годы Второй мировой войны. Один из ключевых сюжетов книги – легендарная блокадная премьера симфонии в осажденном Ленинграде. Она состоялась 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии в исполнении Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, ныне — Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии. 5 апреля презентация книги прошла в Минске.

Фото: Марина Кузнецова

18 апреля в Большом зале Петербургской филармонии музыка русских и иранских композиторов прозвучала в исполнении Молодежного камерного оркестра Заслуженного коллектива России, в составе которого также выступили музыканты из Исламской Республики Иран. Концерт прошел под управлением руководителя и дирижера Молодежного камерного оркестра Ярослава Забояркина, солировал известный петербургский виолончелист Дмитрий Ганенко. Концерт состоялся в рамках проекта «Музыкальный мост Санкт-Петербург – Тегеран», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Важную роль в организации проекта играет Посольство Российской Федерации в Исламской Республике Иран.

После выступления на исторически самой важной сцене России – в Большом зале Петербургской филармонии – музыканты дадут концерт в тегеранском The Vahdat Hall – на главной академической площадке столицы Исламской Республики Иран. 

«В рамках такого совместного международного проекта должна звучать музыка, вызывающая отклик у представителей любых культур – максимально известная, понятная, затрагивающая основные человеческие чувства, – рассказал Ярослав Забояркин, – Конечно, в этот вечер мы не могли не исполнить сочинение Михаила Глинки – основоположника русской классической музыки, совершенно невозможно представить подобный концерт и без музыки одного из самых исполняемых русских композиторов – Петра Чайковского. Выбирая же для программы сочинения иранского композитора, мы помнили о важнейшей миссии нашего оркестра – исполнять современную музыку, написанную в XX и XXI веках, поэтому выбрали музыку композитора XX века Самина Багчебана». 

В программу концерта вошли «Камаринская» Глинки, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром и Серенада для струнных Чайковского, пьесы для струнного оркестра «Руины» и «Солнце» Самина Багчебана – выпускника Тегеранской консерватории, получившего образование также в Государственной консерватории Анкары.

Фото: Анна Флегонтова

16 апреля в Большом зале Петербургской филармонии монументальный Реквием Джузеппе Верди прозвучал в исполнении старейших отечественных симфонического оркестра и хора – Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, основанного в 1882 году повелением императора Александра III, и Хора Государственной академической капеллы, ведущего историю с 1479 года, когда по указу великого князя Ивана III в Москве был учреждён хор Государевых певчих дьяков. 

Реквием прозвучал под управлением народного артиста России, художественного руководителя и главного дирижера Симфонического оркестра Капеллы Александра Чернушенко. Сольные партии исполнили солисты Мариинского театра Жанна Домбровская, Екатерина Сергеева, Станислав Леонтьев, Илья Банник. Концерт вошел в абонемент «Первый симфонический оркестр России», объединяющий программы Заслуженного коллектива России: абонемент посвящен памяти маэстро Юрия Темирканова. 

Фото: Стас Левшин

12 апреля в Большом зале филармонии выступил Российский национальный оркестр: коллектив вернулся в Петербургскую филармонию после более чем трехлетнего перерыва и впервые выступил здесь под управлением Александра Рудина  – одного из крупнейших российских музыкантов, ставшего в 2022 году художественным руководителем и главным дирижером коллектива. Солистом вывступил победитель XVII Международного конкурса имени Чайковского, пианист Сергей Давыдченко. Концерт прошел при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны». Выступление Российского национального оркестра завершило программу нового абонемента филармонии «Оркестровая география России», объединившего пять концертов ведущих камерных и симфонических коллективов страны. 

«Оркестр и я по отдельности в Большом зале Петербургской филармонии, конечно, концертировали, но сегодня мы впервые выступаем здесь вместе, – рассказал Александр Рудин, – Играть здесь очень удобно: сцена компактная, зал изумительно красив, акустика благожелательная. Мне кажется, что этот зал помогает исполнению, от него – как от пространства, так и от наполняющей его публики – получаешь правильные, хорошие, положительные флюиды. Гастроли – это возможность собраться и показать свои лучшие стороны. Оркестр довольно много лет здесь не был, и сегодня у нас своего рода премьерный концерт, который, я надеюсь, будет не последним в череде наших совместных выступлений здесь». 

В программу концерта вошли Второй фортепианный концерт Рахманинова, Этюды-картины Рахманинова в оркестровке итальянского композитора Отторино Респиги, а также сюита самого Респиги «Церковные витражи», отразившая «экзальтацию глубокого религиозного чувства». 

 Предыдущее выступление РНО в Большом зале состоялось в октябре 2020 под управлением Андрея Рубцова, солировал Михаил Плетнев. 

Российский национальный оркестр, основанный в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетневым, за более чем тридцатилетнюю творческую жизнь обрел международную известность, стал олицетворением русской музыкальной традиции и одним из ярчайших ее символов. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира.

По праву гордясь своими симфоническими коллективами, входящими в число лучших в стране – Заслуженным коллективом России и Академическим симфоническим оркестром – Петербургская филармония ежегодно представляет в своей афише и концерты ведущих приглашенных оркестров, в сезоне 2023/2024 они объединены в абонемент.

Рядом с названиями прославленных коллективов в нем – имена больших музыкантов: в рамках абонемента в Большом зале выступили Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, Государственный академический камерный оркестр России, дирижер и солист – Алексей Уткин, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского, Уральский академический филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»