RU | EN
Контакты
Как купить билет
Трансляции
Генеральный партнер

20 и 24 ноября в Малом зале Петербургской филармонии пройдут концерты 30 международного фестиваля новой музыки «Звуковые пути». Организованный Союзом композиторов Санкт-Петербурга и Творческой ассоциацией «Звуковые пути», в этом году фестиваль продлится с 18 по 25 ноября и включит восемь программ, в том числе – заключительный концерт-марафон из четырех частей. Художественный руководитель фестиваля – Александр Радвилович.

20 ноября в Малом зале филармонии фестиваль представит проект «Утопии и антиутопии». «Возвращение к этой теме сегодня обретает новое звучание, – говорится в официальном пресс-релизе фестиваля, – Кроме уже известных петербургской публике опусов, на концерте 20 ноября Ансамбль солистов Академического симфонического оркестра Филармонии под управлением Федора Леднева исполнит только что написанные произведения англичанина Джеймса Кларка («2018-E» для шести инструментов), москвича Юрия Каспарова («Идиллия параллельной реальности» для десяти исполнителей) и петербуржца Леонида Резетдинова («Капричос», гротеск-сюита по офортам Гойи для инструментального ансамбля и детского голоса)». Также в программу войдут Концерт «Утопия» для скрипки и девяти музыкантов Александра Попова и сочинение Александра Радвиловича «Большой Брат», жанр которой автор определил как антиутопия для баритона, невидимого баса, двух дикторов, женского хора и ансамбля на тексты Оруэлла, Замятина, Хаксли и Гессе.

24 ноября в Малом зале филармонии прозвучит программа «МАСМ vs Multilatérale». Постоянный партнер фестиваля «Звуковые пути» Московский ансамбль современной музыки и новый участник фестиваля, французский ансамбль Multilatérale, исполнят сочинения Сальваторе Шарино, Оскара Бьянки, Яниса Ксенакиса, Каролы Баукхольт, Эдисона Денисова. На концерте впервые в России прозвучат пьесы Фаусто Ромителли «Le Domeniche alla periferia dell’impero» для басовой флейты, кларнета, скрипки и фортепиано, Янна Робэна «Fterà II» для бас-кларнета, виолончели и фортепиано и Филиппа Леру «Continuo(n)s» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано.

Наряду с Малым залом филармонии площадками для фестивальных событий станут Дворец Белосельских-Белозерских и Дом композиторов. В афише 30-го фестиваля новой музыки «Звуковые пути» – 30 мировых премьер, 26 российских премьер, 76 опусов, созданных как классиками ХХ века, так и консерваторскими студентами. На концертах фестиваля прозвучат сочинения 64 композиторов из 17 стран мира, в числе которых Россия, Австрия, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Израиль, Индонезия, Италия, Киргизия, Корея, Норвегия, Украина, Франция, Швейцария, Швеция, США.

23 ноября выступлением победителя Международного конкурса дирижеров в Зальцбурге Азиза Шохакимова и Академического симфонического оркестра филармонии в Большом зале откроется программа абонемента «Дебюты молодых дирижеров», солистом выступит виолончелист Алексей Массарский. Абонемент был возобновлен Петербургской филармонией после двадцатилетнего перерыва по инициативе художественного руководителя Заслуженного коллектива России Юрия Темирканова.

«Мне кажется, это хорошая идея – возобновить абонемент с выступлениями молодых дирижеров, – отмечал Юрий Темирканов на пресс-конференции в начале концертного сезона, –  Поскольку я сейчас не преподаю и молодых коллег знаю не очень хорошо, абонемент поможет познакомиться с ними поближе, чтобы знать, кого поддержать в будущем. Вообще я считаю, что дирижеров оркестры должны выбирать: мы будем смотреть на работу молодых профессионалов, и музыканты будут голосовать за них, и вот кого они предпочтут, того мы и будем приглашать».

23 ноября Академический симфонический оркестр филармонии исполнит под управлением Азиза Шохакимова увертюру к опере «Вильгельм Телль» Россини, Седьмую симфонию Дворжака и Концерт для виолончели с оркестром Гайдна, солист – известный виолончелист, лауреат международных конкурсов Алексей Массарский.

После триумфа Азиза Шохакимова на конкурсе в Зальцбурге в 2016 году состоялись его выступления с такими известными коллективами, как Дрезденская государственная капелла, Дрезденский филармонический оркестр, Симфонический оркестр SWR, Лондонский филармонический оркестр и другими. Дебютировавший за дирижерским пультом в 13 лет, сегодня Азиз Шохакимов возглавляет Национальный симфонический оркестр Узбекистана, также является музыкальным руководителем Филармонического оркестра Текфен (Турция), главным приглашенным дирижером Миланского симфонического оркестра имени Джузеппе Верди и капельмейстером Немецкой оперы на Рейне.

 

Программа абонемента «Дебюты молодых дирижеров» включает шесть концертов, которые пройдут в Большом зале Петербургской филармонии с ноября по май. С филармоническими оркестрами наряду с Азизом Шохакимовым в концертах абонемента выступят: один из самых востребованных российских дирижеров своего поколения, номинант на премию Grammy Максим Емельянычев, недавно названный Шотландским камерным оркестром своим следующим руководителем; лауреат конкурса дирижеров им. Фительберга (Польша) Ярослав Забояркин, финалист конкурса в Безансоне Иван Демидов и победитель этого престижного состязания Бен Глассберг.

Официальный ресурс программы «Здоровая Россия» Министерства здравоохранения Российской Федерации Takzdorovo.ru называет прослушивание музыки и посещение концертов в числе факторов, помогающих бороться со стрессом.

В статье, посвященной профилактике и преодолению последствий стресса, в частности, содержатся такие советы специалистов: «Ежедневно отводите немного времени для релаксации: сядьте в удобное кресло, включите приятную музыку, закройте глаза и представьте, что сидите на берегу моря. Или почитайте любимую книжку, порисуйте, помузицируйте, если играете на чем-то»; «Находите время отвлечься, переключитесь на занятия, которые вызывают у вас положительные эмоции: поход в музей, кино, на концерт, чтение, прогулки на природе или общение с друзьями».

В числе факторов, помогающих преодолеть последствия стресса, также названы планирование и размеренный ритм работы и отдыха, достаточное время для сна, физические нагрузки, отказ от алкоголя, концентрация на положительных сторонах жизни и другие.

Takzdorovo.ru – официальный ресурс программы «Здоровая Россия», предназначенный для того, чтобы помочь читателям «сохранить здоровье, продлить жизнь и минимизировать последствия ошибок прошедших лет». Материалы, размещенные на сайте, проходят проверку у ведущих специалистов российского здравоохранения и экспертов в области здорового образа жизни.

Фото: Анна Флегонтова
Фото: Стас Левшин

1 ноября в Петербургской филармонии открывается авторский цикл лекций доктора искусствоведения, профессора Санкт-Петербургского института сценических  искусств (ЛГИТМиК) Надежды Маркарян «Великие дирижеры прошлого». Первая лекция будет посвящена Рихарду Вагнеру – немецкому композитору, дирижеру и теоретику искусства. Лекции бесплатные, для их посещения требуется предварительная регистрация. Цикл проходит в рамках работы Музитория – новой образовательной площадки Санкт-Петербургской академической филармонии.

Всего с ноября по февраль в рамках цикла «Великие дирижеры прошлого» пройдет шесть лекций, из которых слушатели узнают о роли в развитии дирижерского искусства также таких музыкантов, как Густав Малер, Артуро Тосканини, Леопольд Стоковский, Юджин Орманди, Герберт фон Караян. Расписание лекций доступно на официальном сайте Петербургской филармонии.

«Дирижер – профессия уникальная: интеллектуальная и вместе с тем очень загадочная, можно сказать поэтическая. Идея посвященного ей цикла лекций возникла у меня совершенно естественно: уже очень давно я занимаюсь теорией, эстетикой и историей дирижерского искусства, у меня вышло две книги на эту тему, ей же посвящена моя докторская диссертация. Это может показаться удивительным, но проблемы дирижирования – достаточно редкая область научных интересов, сейчас в мире ими занимаются считанные десятки исследователей, – рассказывает Надежда Маркарян, – Для постоянного слушателя филармонии симфонический концерт – естественная, регулярно проживаемая ситуация, но при ее кажущейся привычности разобраться в том, каким образом между дирижером и музыкантами распределены функции и кто же из них играет – тот, кто прикасается к инструменту, или тот, кто звука не производит – не так просто. Поиску ответа на этот и многие другие вопросы и будут посвящены лекции. История дирижирования насчитывает немало персон, изменивших, каждый по-своему, сам облик этого искусства. Шесть из них стали героями цикла лекций, который, надеюсь, в будущем будет продолжен».

Идею цикла поддержал Юрий Темирканов – художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д.Шостаковича, народный артист СССР. Надежда Маркарян отмечает: «Юрий Хатуевич читал мои книги и диссертацию, делился своими впечатлениями, со многим соглашался, с чем-то спорил. Но можно сказать, что в отношении дирижерского искусства мы с ним – единомышленники».

Надежда Маркарян – музыкальный критик, главный редактор журнала Петербургской филармонии «Скрипичный ключ», доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургского института сценических искусств (ЛГИТМиК), автор книг «Портреты современных дирижеров», «Кто в опере главный?», а также многочисленных статей.

В новом сезоне проект представляет слушателям четыре образовательных модуля, цикл лекций «Великие дирижеры прошлого» составляет содержание одного из них.

Модуль «Музыка+» открылся 27 сентября лекцией Татьяны Черниговской «Музыка и мозг». В рамках этого цикла лекций специалисты и ученые расскажут о роли музыки в различных сферах человеческой жизни. Речь пойдет о социуме и гендере, архитектуре и точных науках, магии и деньгах. В числе лекторов – доктор искусствоведения Татьяна Букина, музыкальный критик Ая Макарова, преподаватель СПбГУ, Ph.D. в области музыковедения (Кембриджский университет) Владимир Орлов, киновед Иван Чувиляев и другие эксперты. Информационную поддержку направлению оказывает интернет-газета «Бумага».

В модуль «Музыка как язык эмоций» войдут семь лекций-семинаров, в ходе которых музыковед Георгий Ковалевский раскроет секреты активного слушания академической музыки. Модуль начнет работу в январе 2019-го года.

Еще один образовательный модуль существует в формате видео: краткие лекции молодых специалистов призваны говорить о музыке с самой широкой аудиторией на доступном и интересном языке. Первый выпуск модуля был опубликован 21 сентября в официальной группе филармонии «ВКонтакте». В цикл «Музыка и коммуникация» вошли три лекции композитора, скрипача и музыковеда Артура Зобнина: в них он рассказывает, почему воздействие музыки на человека зависит от того, как она устроена, как работает отношение композитор-исполнитель-слушатель, и как восприятие музыки меняется от ее связи с другими искусствами. Запланирована публикация материалов третьего модуля на сайтах «Теории и практики» и Культура.РФ.

Образовательные события являются неотъемлемой частью работы филармонии: так, например, известные музыковеды традиционно читают вступительные лекции к симфоническим концертам филармонии, в официальной группе филармонии «ВКонтакте» выходят подкасты в помощь любителям музыки.

Генеральный партнер Филармонии
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00, 064
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 571-83-33, 064
Касса работает с 11:00 до 20:00 (в дни концертов - до 20.30)
Перерыв с 15.00 до 16.00
Касса работает с 11:00 до 19:00 (в дни концертов - до 19.30)
Перерыв с 15.00 до 16.00
© 2000—2018 «Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»