В День славянской письменности и культуры Петербургская филармония впервые показала журналистам реликвии из собрания Музыкальной библиотеки

Библиотека Петербургской филармонии

24 мая, в День славянской письменности и культуры и в преддверии Дня библиотек, Музыкальная библиотека Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича впервые открыла двери для журналистов. 

«В День славянской письменности и культуры мы впервые показываем уникальные экземпляры из собрания Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии: это не просто книги, памятники письменности, – это уникальные артефакты, которые связаны не только с историей культуры, но и с социальной историей нашей страны, с разными временами и разными историческими обстоятельствами, в которые они оказались включены по своему происхождению, содержанию и по тому, как на протяжении не одного века они бытовали в музыкальном пространстве Дворянского собрания – Большого зала филармонии, – отметила перед началом пресс-тура Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям, – Логично  в День славянской письменности и культуры поговорить не только о текстах, написанных кириллицей, но и о текстах нотных, которые являются неотъемлемой частью нашей культуры». Таким образом был переброшен своеобразный тематический «мост» от Дня славянской письменности к Дню библиотек, отмечаемому сегодня.

Заведующий Библиотекой Петербургской филармонии Павел Вячеславович Дмитриев

В ходе пресс-тура Павел Дмитриев, заведующий Музыкальной библиотекой Петербургской филармонии, продемонстрировал журналистам такие уникальные артефакты, как подносной экземпляр первого издания партитуры оперы Александра Бородина «Князь Игорь» из личной библиотеки Императора Александра III, с посвящением автора Михаилу Глинке, экземпляр партитуры «народной музыкальной драмы» Модеста Мусоргского «Борис Годунов», приобретенный Придворным оркестром в 1899 году (экземпляр снабжен подписью издателя Василия Бесселя, удостоверяющей право владения и исполнения), рукописный и печатный экземпляры партитуры романса Михаила Глинки «Ночной смотр» — авторского переложения для оркестра: к рукописи партитуры, выполненной переписчиком, приложен оригинальный авторский лист с заголовком, принадлежащим самому Глинке.

«Не менее важны с точки зрения исторической ценности музыкальное переложение баллады Жуковского «Светлана», сделанное композитором Арнольдом и представленное на премию Петербургского филармонического общества, пьесы Николая Огарева – в том числе полька «Гатчина» и положенное на музыку стихотворение Пушкина «Дар напрасный, дар случайный», а также так называемый «Военный музыкальный альбом русских войск», составленный из всевозможных маршей: весь сборник посвящен Александру II, а отдельные марши – членам императорской фамилии, один из них – Марш императорской русской гвардии – посвящен Николаю Николаевичу старшему, сыну Николая I. Если мы посмотрим на форзац сборника, то увидим книжный знак Николая Николаевича – то есть этот экземпляр принадлежал его личной библиотеке», – рассказал Павел Дмитриев.

Музыкальная библиотека Петербургской филармонии ведет свое начало от нотного собрания Придворного оркестра, организованного в 1882 году по инициативе императора Александра III (до 1897 года — Придворный Музыкантский хор). В дореволюционное время библиотека обслуживала повседневную жизнь Императорского Двора. С начала 1900-х годов оркестр начинает выступать в открытых публичных концертах, и собрание библиотеки пополняется печатным оркестровым материалом произведений классиков русской и зарубежной музыки.

За первое десятилетие существования филармонии (с 1921 года) в фонд библиотеки поступили: ценное собрание материалов оркестра графа Александра Шереметева; библиотека Музыкального отдела Наркомпроса (партитуры, клавиры, камерная литература, вокальная, фортепианная, книги и журналы по музыке); в библиотеку были влиты собрания бывшего Хорового общества «Singakademie» («Певческая академия»), личные библиотеки начальника Придворного оркестра барона Константина Штакельберга, музыкальных критиков Александра Оссовского и Виктора Коломийцева. Важной частью собрания являются ноты (клавиры, вокальные сборники и камерные ансамбли) из библиотеки Великой княгини Елены Павловны, оставшейся в истории русской музыки как одна из основательниц Русского музыкального общества.

В Музыкальной библиотеке собраны не только разнообразные ноты — партитуры, клавиры, ансамбли, вокальная музыка, но также книги на русском и иностранных языках. В картотеках библиотеки собраны сведения о концертной жизни филармонии за все годы ее существования.

Огромную ценность представляет собрание филармонических программ (и других коллективов, выступавших на эстраде зала Дворянского собрания – Большого зала Филармонии) и концертных афиш за все годы существования филармонии. Среди этого фонда отметим собрание афиш военного времени (более 700 единиц хранения), отражающее как пребывание оркестра в эвакуации в Новосибирске, так и жизнь Филармонии в Блокаду.

Со времен Придворного оркестра собираются газетные вырезки и изобразительные материалы, которые отражают не только историю филармонии, но историю русской музыки минувшего века. Главное место среди изобразительных материалов занимает собрание фотографий с концертов и фотопортретов с дарительными надписями композиторов и исполнителей. Среди прочих выделяется портрет Николая Римского-Корсакова, подаренный им в 1893 году основателю Русских симфонических концертов, известному меценату и крупнейшему издателю Митрофану Беляеву.

Уникальной особенностью Музыкальной библиотеки филармонии является то, что в ее составе находятся коллекции рукописных материалы (помимо нотных рукописей) — это деловые бумаги Придворного оркестра, Павловского вокзала, Петроградской и Ленинградской филармонии, неразрывно связанные не только с историей музыки, но и с социально-политической историей. Важнейшие из них - рукописные книги Придворного оркестра: «Книги программ» и Капельмейстерские книги, в которых отражена подневно жизнь оркестра (за 1884–1916 гг.). Некоторые события перекликаются с материалами фотоархива, например, приезд выдающихся дирижеров-гастролеров Артура Никиша и Рихарда Штрауса или посещение Музея Придворного оркестра вдовствующей императрицей Марией Федоровной.

Интереснейшие рукописные документы советской эпохи — Книга памятных записей дирижеров и исполнителей (так называемая «Золотая книга»), охватывающая период с 1926 по 1941 годы и, конечно, «Блокадная книга» филармонии – полный перечень концертов, состоявшихся в Большом зале филармонии в 1942-1944 годах.

Наряду с печатными и рукописными материалами библиотека хранит всевозможные предметы, начиная с адреса, поднесенного в 1907 году Придворной Капеллой Придворному оркестру в день его 25-летия и заканчивая артефактами советской эпохи.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»