Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии завершит сезон исполнением шедевров русской музыки

2 июля в Большом зале филармонии Академический симфонический оркестр филармонии завершит концертный сезон исполнением Концерта № 3 для фортепиано с оркестром  Сергея Рахманинова и Симфонии № 15 Дмитрия Шостаковича. За пультом – народный артист России Николай Алексеев, солист – пианист Вадим Руденко.

Фото: Стас Левшин

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1909) – одна из самых известных партитур Сергея Рахманинова. Она написана в последнее, ставшее кульминационным в композиторской карьере Рахманинова десятилетие пребывания в России. Мировую премьеру Концерта автор осуществил в ноябре 1909 года в Нью-Йорке – это был его первый триумф в Соединенных Штатах Америки, которым спустя годы было суждено стать пристанищем для него и его семьи. Первое исполнение партитуры прошло под управлением Вальтера Дамроша, вторым руководил Густав Малер, возглавлявший в то время Нью-Йоркский филармонический оркестр.

Также в этот вечер прозвучит Симфония № 15 (1971) Дмитрия Шостаковича – последнее симфоническое сочинение композитора, которое называют одним из самых загадочных в его наследии. В годы, предшествовавшие созданию партитуры, здоровье музыканта ухудшилось, значительное время он проводил под присмотром врачей, в больнице им была написана и первая часть симфонии. Это обстоятельство в сочетании со множеством рассыпанных по страницам сочинения автоцитат, придает ему одновременно и черты автобиографичности, и характер итога. Здесь же звучат и цитаты из «Вильгельма Телля» Россини, «Кольца нибелунга» и «Тристана и Изольды» Вагнера и многих других сочинений – и предложить однозначное, исчерпывающее объяснение этому вряд ли возможно. Известны слова композитора, адресованные его другу Исааку Гликману: «Я сам не знаю, зачем эти цитаты, но я не мог не сделать эти цитаты, не мог». Часто применительно к Шостаковичу говорят об «эзоповом языке», спрятанном в его музыке втором смысле. Так и здесь его реплики о желании написать «веселенькую симфонию» и характеристика «игрушечный магазин», данная им первой части, кажется, отражают лишь внешний слой сложного образного строя произведения. В глубине же чуткий слушатель обнаруживает и гротеск, и величественный реквием (Иосиф Райскин пишет о второй части как о «самооплакивании», соединенном с «общим всенародным горем»), и Danse macabre – «пляску смерти», протягивающую линии к симфониям Малера и самого Шостаковича.    

Среди важнейших событий завершающегося сезона Академического симфонического оркестра – концерты цикла, посвященного 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в программы двух из них вошли симфония «Хроника блокады» Тищенко (дирижер Владимир Альтшулер) и «Ленинградская» симфония Шостаковича (дирижер Александр Титов); концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Даниила Гранина (дирижер Марис Янсонс, солист Денис Мацуев); исполнение Шестой «Патетической» симфонии Чайковского к 125-летию легендарной премьеры симфонии под управлением автора (дирижер Александр Дмитриев); в исполнении оркестра прозвучали Третий фортепианный концерт Метнера, а также концерты наших современников Филипа Гласса, Сергея Слонимского и Настасьи Хрущёвой; к 65-летию Бориса Гребенщикова была исполнена симфоническая фантазия «2-12-85-06», созданная Алексеем Курбатовым на темы песен музыканта.

Два концерта в сезоне прошли под управлением Дирижера-лауреата оркестра Александра Дмитриева. Его творческими партнерами стали скрипачи Вадим Репин и Никита Борисоглебский. С коллективом выступили такие дирижеры, как Марис Янсонс, Николай Алексеев, Владимир Альтшулер, Михаил Юровский, Юрий Симонов, Александр Ведерников, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Титов, Феликс Коробов, Алан Бурибаев, Андрей Аниханов, Павел Балефф, а также молодые артисты – Азиз Шохакимов и Бен Глассберг. Среди солистов: пианисты Денис Мацуев, Андрей Коробейников, Вадим Руденко, Екатерина Мечетина, скрипачи Юлиан Рахлин, Сергей Догадин, Айлен Притчин, виолончелисты Эдгар Моро, Александр Бузлов и Алексей Массарский, саксофонист Федерико Мондельчи.

Фото: Анна Флегонтова
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»