Цикл лекций о великих дирижерах прошлого открывается в Петербургской филармонии

1 ноября в Петербургской филармонии открывается авторский цикл лекций доктора искусствоведения, профессора Санкт-Петербургского института сценических  искусств (ЛГИТМиК) Надежды Маркарян «Великие дирижеры прошлого». Первая лекция будет посвящена Рихарду Вагнеру – немецкому композитору, дирижеру и теоретику искусства. Лекции бесплатные, для их посещения требуется предварительная регистрация. Цикл проходит в рамках работы Музитория – новой образовательной площадки Санкт-Петербургской академической филармонии.

Всего с ноября по февраль в рамках цикла «Великие дирижеры прошлого» пройдет шесть лекций, из которых слушатели узнают о роли в развитии дирижерского искусства также таких музыкантов, как Густав Малер, Артуро Тосканини, Леопольд Стоковский, Юджин Орманди, Герберт фон Караян. Расписание лекций доступно на официальном сайте Петербургской филармонии.

«Дирижер – профессия уникальная: интеллектуальная и вместе с тем очень загадочная, можно сказать поэтическая. Идея посвященного ей цикла лекций возникла у меня совершенно естественно: уже очень давно я занимаюсь теорией, эстетикой и историей дирижерского искусства, у меня вышло две книги на эту тему, ей же посвящена моя докторская диссертация. Это может показаться удивительным, но проблемы дирижирования – достаточно редкая область научных интересов, сейчас в мире ими занимаются считанные десятки исследователей, – рассказывает Надежда Маркарян, – Для постоянного слушателя филармонии симфонический концерт – естественная, регулярно проживаемая ситуация, но при ее кажущейся привычности разобраться в том, каким образом между дирижером и музыкантами распределены функции и кто же из них играет – тот, кто прикасается к инструменту, или тот, кто звука не производит – не так просто. Поиску ответа на этот и многие другие вопросы и будут посвящены лекции. История дирижирования насчитывает немало персон, изменивших, каждый по-своему, сам облик этого искусства. Шесть из них стали героями цикла лекций, который, надеюсь, в будущем будет продолжен».

Идею цикла поддержал Юрий Темирканов – художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д.Шостаковича, народный артист СССР. Надежда Маркарян отмечает: «Юрий Хатуевич читал мои книги и диссертацию, делился своими впечатлениями, со многим соглашался, с чем-то спорил. Но можно сказать, что в отношении дирижерского искусства мы с ним – единомышленники».

Надежда Маркарян – музыкальный критик, главный редактор журнала Петербургской филармонии «Скрипичный ключ», доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургского института сценических искусств (ЛГИТМиК), автор книг «Портреты современных дирижеров», «Кто в опере главный?», а также многочисленных статей.

В новом сезоне проект представляет слушателям четыре образовательных модуля, цикл лекций «Великие дирижеры прошлого» составляет содержание одного из них.

Модуль «Музыка+» открылся 27 сентября лекцией Татьяны Черниговской «Музыка и мозг». В рамках этого цикла лекций специалисты и ученые расскажут о роли музыки в различных сферах человеческой жизни. Речь пойдет о социуме и гендере, архитектуре и точных науках, магии и деньгах. В числе лекторов – доктор искусствоведения Татьяна Букина, музыкальный критик Ая Макарова, преподаватель СПбГУ, Ph.D. в области музыковедения (Кембриджский университет) Владимир Орлов, киновед Иван Чувиляев и другие эксперты. Информационную поддержку направлению оказывает интернет-газета «Бумага».

В модуль «Музыка как язык эмоций» войдут семь лекций-семинаров, в ходе которых музыковед Георгий Ковалевский раскроет секреты активного слушания академической музыки. Модуль начнет работу в январе 2019-го года.

Еще один образовательный модуль существует в формате видео: краткие лекции молодых специалистов призваны говорить о музыке с самой широкой аудиторией на доступном и интересном языке. Первый выпуск модуля был опубликован 21 сентября в официальной группе филармонии «ВКонтакте». В цикл «Музыка и коммуникация» вошли три лекции композитора, скрипача и музыковеда Артура Зобнина: в них он рассказывает, почему воздействие музыки на человека зависит от того, как она устроена, как работает отношение композитор-исполнитель-слушатель, и как восприятие музыки меняется от ее связи с другими искусствами. Запланирована публикация материалов третьего модуля на сайтах «Теории и практики» и Культура.РФ.

Образовательные события являются неотъемлемой частью работы филармонии: так, например, известные музыковеды традиционно читают вступительные лекции к симфоническим концертам филармонии, в официальной группе филармонии «ВКонтакте» выходят подкасты в помощь любителям музыки.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»