Эйюб Кулиев

23 апреля в Большом зале Петербургской филармонии вместе с Академическим симфоническим оркестром под управлением известного азербайджанского дирижера Эйюба Кулиева выступят выдающиеся пианисты: народный артист СССР, Лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР, композитор и педагог Фархад Бадалбейли и народный артист Азербайджана Мурад Адыгезалзаде. Концерт пройдет при поддержке Министерства культуры Азербайджанской Республики.

В программу концерта вошли сочинения крупнейших азербайджанских композиторов XX века: симфонические гравюры «Дон Кихот» Кара Караева, созданные на основе музыки композитора к одноименному кинофильму Григория Козинцева, вышедшему в 1957 году, а также Концерт для фортепиано с оркестром на арабские темы, написанный Фикретом Амировым в соавторстве с Эльмирой Назировой. В нем наряду с использованием подлинных арабских мелодий применяются характерные для азербайджанской музыки принципы развития, средствами симфонического оркестра имитируется звучание арабских инструментов.

Также в этот вечер прозвучат знаменитое Итальянское каприччио Петра Чайковского и Сюита № 2 для двух фортепиано Сергея Рахманинова в версии для двух фортепиано с оркестром Александра Варенберга: это будет петербургская премьера.

Эйюб Кулиев – главный дирижер и музыкальный руководитель Государственного театра оперы и балета Азербайджана, главный приглашенный дирижер Кунминского филармонического оркестра (Китай), Заслуженный артист Азербайджана (2017), лауреат Президентской Премии. Музыкант выступает на таких престижных мировых сценах, как, например, нью-йоркский Карнеги-холл и венский Концертхаус.

Фархад Бадалбейли – известный азербайджанский пианист, композитор и педагог, народный артист Азербайджанской ССР и Советского Союза. Концертирует в Германии, Австрии, Франции, Италии, Греции, Португалии, Чехии, Словакии, Турции, Болгарии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Великобритании, Японии, Южной Корее, Тунисе, США, на Кубе, в России, Грузии. Пианист выступал с оркестрами Москвы, Хьюстона, Загреба, Анкары, Измира, Стамбула под управлением Владимира Федосеева, Вероники Дударовой, Альфреда Хеллера, Хикмета Шимшека, Гюрера Айкала и других известных музыкантов.

С 1981 года – доцент, с 1983 – профессор, с 1991 – ректор Азербайджанской государственной музыкальной академии имени Узеира Гаджибекова.

Мурад Адыгезалзаде – народный артист Азербайджанской Республики, лауреат многочисленных международных конкурсов. В настоящее время наряду с концертной деятельностью является профессором фортепиано Бакинской Музыкальной Академии. В его репертуаре произведения Баха, Бетховена, Моцарта, Гайдна, Шумана, Шуберта, Брамса, Чайковского, Рахманинова. С 2006 года – директор Азербайджанской государственной академической филармонии.

Ярослав Тимофеев. Фото: Стас Левшин

22 апреля в Большом зале Петербургской филармонии впервые в Петербурге прозвучит Концерт для альта с оркестром “A String Around Autumn” («Струна вокруг осени») японского композитора Тору Такемицу: исполнители – Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии, дирижер – музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра Александр Соловьев, солистка – солистка Санкт-Петербургского дома музыки Антонина Попрас. Также в программе – «Послеполуденный отдых фавна» и три симфонических эскиза «Море» Клода Дебюсси и сюита из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова.

Ведущий концерта – Ярослав Тимофеев – один из самых ярких и востребованных российский музыковедов нового поколения, обладающий талантом говорить о музыке ярко и интересно, глубоко и емко.

Концерт 22 апреля продолжит новый абонемент Петербургской филармонии «Классика. Новое», в четырех концертах которого известная музыка прошлого сочетается с музыкой современности: от Вивальди, Чайковского и Дебюсси до Дьердя Лигети, Луиджи Ноно и Тору Такемицу. В июньской программе абонемента запланирована мировая премьера: специально по заказу филармонии петербургский композитор Настасья Хрущева создаст совершенно новое сочинение для симфонического оркестра. Четыре концерта абонемента – это увлекательный маршрут сквозь время по главным музыкальным стилям, знакомство (или новая встреча) с шедеврами великой классики и погружение в новую музыку.

Названием для Концерта для альта с оркестром Тору Такемицу – “A String Around Autumn” («Струна вокруг осени») (1989) – стали строки стихотворения японского поэта Макото Ооки. Сам автор – вполне в согласии с японской эстетикой – определял жанр этой музыки как «воображаемый пейзаж».

Один из главных эстетических сюжетов в музыке Такемицу – самоучки, которому это, впрочем, не помешало стать первым всемирно признанным японским композитором – сочетание традиций Востока и Запада. Эта тема восходит к годам Второй мировой войны: в то время, когда в Японии западная музыка была запрещена, Такемицу впервые – тайком, с контрабандной пластинки – услышал западную музыку – французскую песню Parlez-moi de l'amour. Впечатление было таким ошеломляющим («Я был потрясен и впервые внезапно осознал, насколько великолепна западная музыка»), что любовь к французскому искусству осталась с ним на всю жизнь. Альтовый концерт, написанный к двухсотлетию Великой Французской революции, сам композитор посвятил «народу Франции, в особенности Дебюсси и Мессиану».

Музыка Клода Дебюсси, которого Такемицу почитал как «великого учителя», также прозвучит на концерте: «Послеполуденный отдых фавна» (1912) и три симфонических эскиза «Море» (1905) – ключевые сочинения музыкального импрессионизма. Как бы ни противился Дебюсси, именно так его стиль стали определять еще при его жизни. Рождение импрессионизма в конце XIX века ознаменовало великий эстетический перелом в искусстве: как с полотен импрессионистов исчезла линия – и целое стало складываться из суммы мазков, так и в партитурах композиторов-импрессионистов законченные мелодии и четко разграниченные части формы оказались размыты тончайшими нюансами динамики, сметены буйством оркестровых красок. Сама возможность смещения фокуса, изобретение новой оптики при взгляде на элементы целого сделали возможным все ключевые открытия, которые произошли в музыке в XX веке. А  одним из главных источников вдохновения импрессионистов, открывших новый взгляд на привычное  – что в живописи, что в музыке – стало искусство Востока, не в последнюю очередь – Японии.

Фото: Стас Левшин

20 апреля всемирно известный пианист Николай Луганский выступит в Петербургской филармонии с сольной программой: наряду с фортепианными сочинениями Мендельсона, Шопена и Рахманинова прозвучат транскрипции оперной музыки Рихарда Вагнера, выполненные Ференцем Листом и самим Николаем Луганским.

«Мои транскрипции Четырех сцен из музыкальной драмы Вагнера “Гибель богов” появились 22 года назад: тогда я получил предложение выступить на знаменитом фестивале “Декабрьские вечера” в Пушкинском музее, – рассказывает Николай Луганский, – В 2002 году фестиваль был посвящен любимому писателю его основателя, Святослава Рихтера, – Марселю Прусту: в его романах неоднократно упоминается Вагнер, а умение исполнять его музыку на фортепиано описывается как способ попасть в хорошее общество. Можно понять, почему это умение было так востребовано: в XIX веке возможностей услышать музыкальные драмы Вагнера – масштабные, требующие огромного оркестра и значительных постановочных усилий – было не так много, поэтому его фанаты исполняли эту музыку на рояле, в их числе был и знаменитый пианист и композитор Ференц Лист.

И тогда для “Декабрьских вечеров” я предложил свою транскрипцию четырех сцен из “Гибели богов”: я тогда был очень увлечен Вагнером, один из первых компакт-дисков, привезенный мной из-за рубежа, был с его музыкой, я привык исполнять любимые фрагменты из его драм для себя, поэтому включение в программу такой транскрипции показалось мне естественным. Вскоре я исполнил ее еще несколько раз и на пару десятилетий оставил – пока не получил предложение от фирмы Harmonia Mundi записать диск с музыкой Вагнера: так эта транскрипция вернулась в мой концертный репертуар, при этом каждый раз, исполняя ее, я привношу в эту музыку изменения. Четыре сцены, который я выбрал из шестичасовой оперы “Гибель богов” – это Рассвет и дуэт Зигфрида и Брунгильды, Путешествие Зигфрида по Рейну, знаменитый Траурный марш и Финал».

Николай Луганский – всемирно известный пианист, один из самых ярких российских музыкантов, которого критики называют «романтическим героем современного фортепиано». Он сотрудничает с лучшими оркестрами и дирижерами современности, в их числе – Владимир Федосеев, Михаил Плетнев, Риккардо Шайи, Кент Нагано, Неэме Ярви, Шарль Дютуа, Леонард Слаткин, Владимир Юровский, Джанандреа Нозеда, Эса-Пекка Салонен.

Среди его партнеров по камерному музицированию – Вадим Руденко, Вадим Репин, Леонидас Кавакос, Алена Баева, Александр Рудин, Александр Князев, Миша Майский, Готье Капюсон, Анна Нетребко. Музыкант выступает в Амстердаме, Лондоне, Париже, Вене, Милане, Мюнхене, Мадриде, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Токио и других музыкальных столицах. Записи пианиста отмечены множеством призов, в их числе – Международная премия имени Теренса Джадда, «Золотой камертон года», ECHO Klassik, Choc du Monde de la Musique, Preis der Deutschen Schallplattenkritik, BBC Music Magazine Award.

Юлия Кантор. Презентация книги. Петербургская филармония, 27 января 2024 года. Фото: Анна Флегонтова

18 и 19 апреля в Перми пройдут посвященные теме блокады лекции докторов исторических наук: заместителя директора Петербургской филармонии Юлии Кантор и профессора СПбГУ Владимира Пянкевича. Лекции включены в Пермский краевой план мероприятий, посвященных 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады. Юлия Кантор входит в состав Пермского краевого организационного комитета по проведению мероприятий, посвященных блокадной дате.

18 апреля в рамках научно-образовательной сессии «История. Судьбы. Память» в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете Юлия Кантор выступит с лекцией «Отзвук Ленинграда. Музыкальные учреждения в эвакуации: Урал, Приуралье, Сибирь, Узбекская ССР». В лекции, основанной на документальных материалах, будет рассказано о повседневности творческой интеллигенции и формировании слушательской аудитории, о премьерах военного времени, о взаимодействии местных деятелей культуры с прибывшими с берегов Невы, а также о профессиональных и человеческих связях, возникших в военное время и не прервавшихся поныне.

Владимир Пянкевич в тот же день выступит с лекцией «Частная жизнь, стратегии и практики выживания жителей блокадного Ленинграда». Лекция основана на ранее неизвестных эго-документах и архивных материалах. Слушатели узнают о блокадной повседневности, способах преодоления тягот блокады, о трансформациях межличностных отношений, слухах, мифах и легендах блокадной поры.

19 апреля Юлия Кантор прочтет лекцию «Звуки блокадного города. Музыка в эфире, на сцене, на линии фронта», адресованную учащимся пермского хореографического и пермского художественного училищ. Лектор расскажет, какие произведения исполнялись в Ленинграде в годы блокады, как собирался симфонический оркестр, кто приходил на концерты в военную пору. Слушатели узнают, почему музыка смолкла в эфире Ленинградского радио зимой 1941 года, и почему концерты были возобновлены уже весной 1942-го. В военное время филармония не только не прекратила свою работу, но увеличила объем выступлений, в том числе именно в её Большом зале прозвучала легендарная Симфония № 7 Дмитрия Шостаковича.

В этот же день с лекцией «Дети и подростки, их сны и мечты в блокадном Ленинграде» выступит профессор Владимир Пянкевич. Аудитория узнает, о повседневности 400 тысяч детей и подростков, оставшихся в осажденном городе, о взаимоотношениях детей и родных в условиях блокады, «втором рождении» сирот, детских домах как средстве спасения, играх и игрушках, учебе, труде, домашних обязанностях юных ленинградцев.

27 января, в день 80-летия освобождения Ленинграда от блокады, в Большом зале Петербургской филармонии в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича. 

Перед концертом состоялась презентация изданной под эгидой Петербургской филармонии книги Юлии Кантор «Ленинградская симфония. Партитура памяти» – первого целостного повествования об исполнениях Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича в годы Второй мировой войны. Один из ключевых сюжетов книги – легендарная блокадная премьера симфонии в осажденном Ленинграде. Она состоялась 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии в исполнении Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, ныне — Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии. 5 апреля презентация книги прошла в Минске.

19 апреля в исполнении Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии под управлением представителя знаменитой музыкальной династии, художественного руководителя и главного дирижера Новосибирского и Красноярского оперных театров Дмитрия Юровского прозвучит «Нулевая» симфония Антона Брукнера – так продолжится программа нового абонемента Петербургской филармонии «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик», посвященного 200-летию со дня рождения композитора. Наряду с симфонией в программу вошла блистательная музыка семьи Штраусов, составлявшая при жизни Брукнера неотъемлемую часть музыкальной атмосферы Вены.

Антону Брукнеру принадлежит девять нумерованных симфоний, однако на самом деле он написал их одиннадцать (конечно, если не считать при этом еще и  многочисленные их редакции): требовательность к себе, неуверенность в своем профессионализме и острая реакция на критику стали причиной тому, что написанную в 1869 году «Вторую» симфонию автор «аннулировал».

Такова была реакция на вопрос дирижера Венской филармонии Отто Дессофа относительно первой части: «Но где же главная тема?!». Брукнер был опустошен и в итоге присвоил Второй номер следующей симфонии, а на партитуре этой уже много позже оставил безжалостные комментарии: «не считается», «аннулировано» – так она вошла в историю как «Нулевая».

Впервые эта партитура прозвучала лишь в 1924 году, спустя почти тридцать лет после смерти автора, а сегодня она входит в мировой репертуар и звучит наравне с симфониями, которыми композитор посчитал возможным присвоить номер.

Абонементный цикл Петербургской филармонии, посвященный музыке одного из крупнейших и, возможно, самых недооцененных композиторов XIX века, продлится два сезона, в его концертах прозвучат все симфонии Антона Брукнера в сочетании с музыкой других композиторов, вписывающей брукнеровские партитуры в разный стилистический и смысловой контекст.

«Брукнеровский» абонемент Петербургской филармонии открылся в ноябре выступлением Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Владимира Альтшулера: прозвучала Четвертая симфония, в феврале Третью симфонию Заслуженный коллектив России исполнил под управлением Феликса Коробова. В течение этого концертного сезона в программе абонемента с филармоническим Заслуженным коллективом России Девятую и Седьмую симфонии композитора исполнят немецкий дирижер Лео Кремер и представитель музыкальной династии Дмитрий Юровский.

Антон Брукнер – «наполовину гений, наполовину простак», как охарактеризовал его дирижер Ганс фон Бюлов, глубоко религиозный человек, посвятивший одну из своих симфоний «Возлюбленному Богу», стремился выразить в своей музыке величие Вселенной.  От большинства великих композиторов Брукнера отличает поздно пришедшее признание: его триумфом стала Четвертая симфония, на момент премьеры которой композитору исполнилось 57 лет.

Кажется, что путь Брукнера к признанию продолжается до сих пор, и его юбилейный год – лучший повод исполнить в Большом зале Петербургской филармонии все симфонии композитора: опередившие свое время, монументальные, величественные, обращенные будто бы не к земному, а к небесному слушателю.

Перед концертом в Музитории Большого зала состоится лекция, посвященная Брукнеру и его «Нулевой» симфонии: для слушателей концерта вход бесплатный, по регистрации.

Молодежный камерный оркестр Заслуженный коллектив России

18 апреля в Большом зале Петербургской филармонии музыка русских и иранских композиторов прозвучит в исполнении Молодежного камерного оркестра Заслуженного коллектива России, в составе которого также выступят музыканты из Исламской Республики Иран. За дирижерским пультом – руководитель и дирижер Молодежного камерного оркестра Ярослав Забояркин, солист – известный петербургский виолончелист Дмитрий Ганенко. Концерт состоится в рамках проекта «Музыкальный мост Санкт-Петербург – Тегеран», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Важную роль в организации проекта играет Посольство Российской Федерации в Исламской Республике Иран.

После выступления на исторически самой важной сцене России – в Большом зале Петербургской филармонии – музыканты дадут концерт в тегеранском The Vahdat Hall – на главной академической площадке столицы Исламской Республики Иран.

Традиции русской академической музыки в программе концерта в Большом зале Петербургской филармонии будут представлены знаменитой «Камаринской» Михаила Глинки и сочинениями Петра Чайковского: прозвучат Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром и Серенада для струнных. Иранская музыкальная культура будет представлена сочинениями Самина Багчебана – композитора XX века, выпускника Тегеранской консерватории, получившего образование также в Государственной консерватории Анкары: прозвучат пьесы для струнного оркестра «Руины» и «Солнце». Для музыкального стиля Багчебана характерно использование мифологических сюжетов и народных мелодий.

Знаковым для развития как российской, так и иранской академической музыки стал XIX век: в России происходило становление и расцвет отечественной традиции академической музыки, а в Иране такие традиции только зарождались – в связи и под влиянием европейского искусства. Важно, что в обеих странах ключевую роль в развитии академической музыки сыграла богатейшая местная музыкальная культура.

Александр Чернушенко

16 апреля в Большом зале Петербургской филармонии монументальный Реквием Джузеппе Верди прозвучит в исполнении старейших отечественных симфонического оркестра и хора – Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, основанного в 1882 году Повелением императора Александра III, и Хора Государственной академической капеллы, ведущего историю с 1479 года, когда по указу великого князя Ивана III в Москве был учреждён хор Государевых певчих дьяков. За дирижерским пультом в этот вечер – народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Капеллы Александр Чернушенко. Сольные партии исполнят солисты Мариинского театра Жанна Домбровская, Екатерина Сергеева, Станислав Леонтьев, Илья Банник. Концерт входит в абонемент «Первый симфонический оркестр России», объединяющий программы Заслуженного коллектива России.

Реквием Джузеппе Верди – шедевр XIX века, входящий в число самых исполняемых сочинений своего жанра. Его премьера под управлением автора состоялась в Милане в 1874 году, в годовщину смерти писателя Алессандро Мандзони, чьей памяти посвящен опус. Уже в следующем, 1875 году, сочинение под управлением Верди услышал Санкт-Петербург и другие европейские столицы.

Особенность этого Реквиема, которой он обязан своей популярностью, заключается в том, что он написан не по канонам духовной музыки, он говорит ярким, эмоциональным языком оперы – естественным для Джузеппе Верди – крупнейшего оперного композитора XIX века.

Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии – старейший в стране и один из лучших симфонических оркестров мира. Созданный Высочайшим Повелением Александра III от 16 июля 1882 года как Придворный музыкантский хор, вскоре переименованный в Придворный оркестр, позже известный как Государственный оркестр, Заслуженный коллектив Республики, именно этот оркестр стал главной причиной создания в 1921 году первой в стране – Петроградской филармонии.

12 апреля в Большом зале филармонии выступит Российский национальный оркестр: коллектив вернется в Петербургскую филармонию после более чем трехлетнего перерыва и впервые выступит здесь под управлением Александра Рудина  – одного из крупнейших российских музыкантов, ставшего в 2022 году художественным руководителем и главным дирижером коллектива. Солистом станет победитель XVII Международного конкурса имени Чайковского, пианист Сергей Давыдченко. Концерт пройдет при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны». Выступление Российского национального оркестра завершит программу нового абонемента филармонии «Оркестровая география России», объединившего пять концертов ведущих камерных и симфонических коллективов страны.

Предстоящий концерт – первое выступление Российского национального оркестра в Петербургской филармонии под управлением Александра Рудина  – одного из крупнейших российских музыкантов, ставшего в 2022 году художественным руководителем и главным дирижером коллектива. Предыдущее выступление РНО в Большом зале состоялось в октябре 2020 под управлением Андрея Рубцова, солировал Михаил Плетнев.

В программе предстоящего концерта – один из самых популярных в мировом репертуаре, Второй фортепианный концерт Рахманинова: его премьера с автором за роялем состоялась в 1901 году и ознаменовала завершение затяжного творческого кризиса в биографии композитора, вызванного сокрушительным провалом его Первой симфонии. Сегодня Второй фортепианный концерт Рахманинова – один из главных символом русской академической музыки, а также один из самых исполняемых концертов в мире. Также в программе вечера – Этюды-картины Рахманинова в оркестровке итальянского композитора Отторино Респиги и сюита самого Респиги «Витражи Собора», отразившая «экзальтацию глубокого религиозного чувства».

Российский национальный оркестр, основанный в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетневым, за более чем тридцатилетнюю творческую жизнь обрел международную известность, стал олицетворением русской музыкальной традиции и одним из ярчайших ее символов. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира.

Российский национальный оркестр сотрудничал с такими ведущими мировыми исполнителями, как Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский; с РНО выступали лучшие дирижеры современности: Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.

Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая премию Grammy.

По праву гордясь своими симфоническими коллективами, входящими в число лучших в стране – Заслуженным коллективом России и Академическим симфоническим оркестром – Петербургская филармония ежегодно представляет в своей афише и концерты ведущих приглашенных оркестров, в сезоне 2023/2024 они объединены в абонемент.

Рядом с названиями прославленных коллективов в нем – имена больших музыкантов: в рамках абонемента в Большом зале выступили Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, Государственный академический камерный оркестр России, дирижер и солист – Алексей Уткин, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского, Уральский академический филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса.

Презентация книги. Петербургская филармония. 27 января 2024 года. Фото: Анна Флегонтова

Монография, изданная под эгидой и на средства Петербургской филармонии, является первым целостным повествованием об исполнениях Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича в годы Второй мировой войны. Один из ключевых сюжетов в издании занимает глава о легендарной блокадной премьере симфонии в осажденном Ленинграде. Она состоялась 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии в исполнении Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, ныне Академического симфонического оркестра филармонии.

Блокадная премьера Седьмой симфонии, а также музыка Дмитрия Шостаковича в целом занимает центральное место как в истории, так и в современной афише Петербургской филармонии, с гордостью носящей имя композитора.

В августе 2022 года в Петербургской филармонии состоялся проект «Партитура памяти», посвященный 80-летию блокадной премьеры Седьмой симфонии Шостаковича. Он включил в себя научную конференцию, мемориальную выставку и концерт, на котором в исполнении музыкантов обоих филармонических оркестров прозвучала «Ленинградская» симфония. Автором идеи и куратором проекта стала Юлия Кантор.

5 апреля книгу «Ленинградская симфония. Партитура памяти» в Центре белорусского языка и культуры Минского государственного лингвистического университета презентует автор – Юлия Кантор, доктор исторических наук, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям. К участию в презентации приглашены преподаватели Белорусской Государственной Академии музыки, Белорусского государственного университета культуры и искусств, музыкального колледжа им.И.И.Соллертинского, других гуманитарных образовательных учреждений Республики Беларусь, Академии наук, историки-исследователи и музыковеды. Запланированы выступление автора и дискуссия по темам, освещенным в монографии.

Презентация книги «Ленинградская симфония. Партитура памяти» в России состоялась 27 января 2024 года, в 80-ю годовщину освобождения Ленинграда от блокады, в Бетховенском фойе Большого зала Петербургской филармонии.

«Книга “Ленинградская симфония. Партитура памяти” позволяет как специалистам, так и всем, кто интересуется социальной историей Великой Отечественной, узнать неизвестные сюжеты, связанные с подготовкой премьеры Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в СССР и за рубежом, а также – с ее общественно-политическим эффектом в годы Второй мировой войны, – говорится в аннотации к монографии, – Она дает возможность не только узнать новые факты об этом уникальном явлении гуманитарной истории Второй мировой, но и побуждает задуматься о роли Искусства в мире, охваченном войной.

История создания Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича вписана яркими штрихами в культурную память поколений, однако имеет большое количество лакун. Парадоксально, но факт: за 80 с лишним лет, прошедших с премьеры, многие детали подготовки и исполнения неизвестны вовсе или мифологизированы, как не вполне изучены «география» и «календарь» исполнений, – говорится в предисловии. – В тени внимания исследователей остаются и так называемые привходящие обстоятельства – блокадные будни ленинградского оркестра, проблемы размещения прибывших в эвакуацию ленинградских музыкантов и их взаимоотношения с местными деятелями культуры, вынужденными уступать им не только всю сцену, но и свое жилье… Используемые в монографии неизвестные документы из федеральных, региональных и ведомственных архивов (АВП РФ, РГАСПИ, РГАЛИ, ЦГАЛИ СПб, архива УФСБ по СПб и ЛО и др.), а также музейных фондов (ГМИ СПб, Музея музыкального и театрального искусства, Музея политической истории России и др.), позволяют весьма существенно дополнить знания о «знаменитой ленинградке», узнать новые имена и в неожиданном ракурсе взглянуть на уже известные».

Юлия Кантор. Петербургская филармония. 27 января 2024 годаФото: Анна Флегонтова

Юлия Кантор – автор более 100 научных работ, посвященных социополитическим и социокультурным сюжетам первой половины ХХ века. Среди них монографии – «Война и мир Михаила Тухачевского» (М., «Время», 2005), «Невидимый фронт. Музеи России. 1941–1945» (М., РОССПЭН, 2017), «Ленинградская симфония. Партитура памяти» (М., РОССПЭН, 2024) и другие. Куратор выставочных проектов, посвященных роли интеллигенции в жизни общества. Среди них «Спасти Человека. Варлам Шаламов и Андрей Пантюхов» в Государственном историческом архиве Омской области (Омск, 2019), «Уральский ковчег. Творческая интеллигенция в эвакуации в Свердловской области» в Объединенном музее писателей Урала (г. Екатеринбург, 2020), «Пермский балет. Эпоха Екатерины» в Пермском государственном хореографическом училище (г. Пермь, 2020), «Единственный защитник заключенного. Медикам-узникам ГУЛАГа посвящается» в Государственном музее политической истории России (Санкт-Петербург, 2021), «Сибирские сезоны Ленинградской филармонии. К 80-летию гастролей» в Омском музее изобразительных искусств им. М. И. Врубеля (г. Омск, 2023г.) «Слушай, Ленинград! Музыка в осажденном городе. 1941–1944» в Мурманском областном художественном музее (г. Мурманск, 2024) и другие. В сезоне 2017–2018 Юлия Кантор была автором идеи и ведущей абонемента Петербургской филармонии «Музыка революции. Два цвета времени», в 2022 году – автором и куратором историко-музыкального проекта Филармонии «Партитура памяти», с 2023 года — руководитель историко-реставрационного проекта «Военная летопись Филармонии».

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»