Произведения

Две песни сборника «Семь песен» («Британский Орфей»)

«If Music be a Food of Love» (на текст Генри Хевнингэма)

«Music for a While» (на текст Джона Драйдена)

Составитель последнего по времени Каталога опубликованных сочинений Бриттена (1999 года) Пол Бэнкс (Paul Banks) предупреждает, что редакции Бриттена песен Пёрселла бывает трудно датировать, потому что он нередко писал свои обработки непосредственно перед выступлением с Питером Пирсом ради стильности и красоты концертной программы. Вместе с тем, датированные редакции показывают, что в период с 1939 до 1971 года Бриттен каждые 2–3 года своей жизни обращался к музыке Пёрселла: это были опера «Дидона и Эней» (50-е годы), придворное музыкально-театральное представление – маска «Королева фей» (1967), «Золотая соната» (1946), а также кантаты, дуэты, гимны, оды и элегии – огромный массив музыки гениального мастера, «Британского Орфея». Постоянная связь с музыкой Пёрселла была потребностью Бриттена. Рожденный в день святой Цецилии (22 ноября 1913), покровительницы музыки и музыкантов, Бриттен радовался соседству с днем рождения гения (21 ноября 1569), несомненно, жившего под тем же покровительством.

Причастность любого английского композитора к музыке Пёрселла имеет высокий смысл, ведь Пёрселл – символ процветания национальной музыкальной традиции, поэтому соприкосновение с ним означает восхождение на вершину национальной музыкальной культуры. Бриттену тоже важна эта причастность. Но в его случае кажется более существенным говорить не столько об официальной стороне связи, сколько о личной, интимной: Бриттену очень близка музыка Пёрселла – с нею его гений раскрылся глубже. Эта близость была замечена, и критика приписывает именно Бриттену заслугу возвращения английской речи в музыке ее пластичности, выразительности, красоты, утраченных со смертью Пёрселла.

Бриттен подразделил свои обработки на группы, согласно названиям пёрселловских сборников: Harmonia Sacra, Odes & Elegies, Orpheus Britannicus. Он называет свои редакции сочинений Пёрселла «реализациями» (realizations). Не прибегая к услугам старинного клавишного инструмента, но используя современное фортепиано, не ставя себе задачу во всех песнях расшифровать цифрованный бас и возродить старинное basso continuo, иными словами, не стремясь к исторической подлинности, аутентичности звучания, Бриттен дарит песням Пёрселла новую жизнь, реализуя заложенный в них эстетический потенциал. Не следуя букве, он возродил дух.

Созданные Бриттеном редакции-обработки песен Пёрселла – суть вокальные транскрипции, они сравнимы с шедеврами этого своеобразного вида творчества (для других инструментов).

Сейчас невозможно себе представить, что британские специалисты по Пёрселлу и старинной музыке не принимали бриттеновских обработок и обвиняли его в неуважении к традиции. Но все же довольно скоро наслаждение, которое испытывали композитор и певец, исполняя песни Пёрселла–Бриттена, всецело покорило аудиторию. Бриттен и Пирс начали систематично издавать тетради песен Пёрселла–Бриттена. «Казалось бы, Бриттен и Пирс говорят своими пёрселловскими изданиями: «Если вы полагаете, что мы странные, то здесь (в этой коллекции. – Л. К.) содержится доказательство того, что Пёрселл тоже был странным … и у него намного больше общего с людьми, подобными нам, чем с пуританами …» (Грэем Джонсон). Произошло чудо единения: отныне имена Пёрселла и Бриттена звучат в этих песнях как двойное имя одного автора: Purcell–Britten.

В концерте будут исполнены две самые известные, любимые исполнителями и популярные у слушателей песни Пёрселла, в которых прославляется сама Музыка.

Л. Ковнацкая
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»