Произведения
Струнный квартет № 4 (Памяти Н. Баснер)
Жанр квартета занимал в творчестве В. Баснера такое же важное место, как у любого композитора советской эпохи, развивавшей традиции серьезной академической музыки, в которых, начиная с классиков (Моцарта, Бетховена), квартет был «младшим братом» симфонии и вместе с ней «взрослел», становясь в ХХ веке все более сложным концепционным жанром.
Тяготение Баснера к струнному квартету объясняется еще и тем, что он был прекрасным скрипачом, закончил Ленинградскую консерваторию по классу скрипки у профессора М. М. Белякова и поэтому художественный потенциал струнных инструментов он прекрасно знал и умел им пользоваться.
Пять квартетов Баснера, созданные с 1948 по 1975 год, – это серьезное и разнообразное наследие. Первый квартет написан в 1948-ом году. Баснеру 23 года и в музыке его много романтических чувств. Второй квартет (1953) – пленительное по музыке произведение, в котором и классицистская стройность, гармоничность, и романтические мечты, волнения. Третий квартет (1960) – большое полотно, свидетельствующее об окрепшем композиторском мастерстве. Здесь много глубоких субъективных переживаний. Угадывается атмосфера загадочных петербургских «белых ночей», которые так располагают к одиноким блужданиям и размышлениям под аккомпанемент таинственных шагов вечности. Четвертый квартет написан в 1969 году, а Пятый квартет (1975) подводит итог творчества Баснера в этом жанре: «Здесь и экспрессия, и цитаты собственных песен, и дань Учителю (Д. Д. Шостаковичу – Е. И.), к которому Баснер относился с огромным уважением и любовью».
В аннотации к двойному диску «Струнные квартеты Баснера», выпущенному к 80-летию композитора, очень точно охарактеризована суть квартетной музыки Баснера: «В музыке Баснера очень много личного. Творческий процесс всегда заставляет обнажить душу, без этого получается лишь формальный очерк». Это прямо относится к Квартету №4.
В 1969 году безвременно ушла из жизни его первая жена Нина Ефимовна Баснер. Друг семьи Михаил Бялик вспоминал: «С незатухающей любовью и болью вспоминал Веня свою первую жену Нину Ефимовну <…> Они поразительно подходили друг другу – внешностью, характером, образом мыслей <…> Я кое-что слышал о трудном детстве Нины, но в пору нашего знакомства и постоянного общения трудности, казалось, были забыты. И вот однажды в Доме творчества <…> Веня с согласия супруги дал мне прочесть солидный по объему отпечатанный на машинке текст: это была написанная ею повесть о своей жизни. Я начал читать – и не мог оторваться. Я дал рукопись жене, она тоже была захвачена и, читая, плакала». Каток репрессий со всей беспощадностью прошелся по судьбам членов семьи Нины Баснер. Видимо, пережитое в детстве, не прошло зря. У Нины обнаружился нервный недуг …, как оказалось неизлечимый.
Вениамин Ефимович написал Четвертый квартет в этом же трагическом 1969 году в исключительно короткий срок - менее двух недель – и посвятил его памяти Нины Баснер - жены и друга.
Первая часть (Adagio) - своеобразный медленный, сосредоточенный пролог-рефлексия.
Вторая часть (Allegro). Ее начинают и пронизывают молящие, вопросительные реплики скрипок. Интонационно они очень напоминают возгласы «Алё! Алё!» героини оперы «Человеческий голос», ожидающей спасительного звонка, способного избавить от мучительного, изнуряющего одиночества. Это мечущаяся душевная безысходность – в нервной извилистости партии скрипки, которая в запредельном флажолетном верхнем регистре словно истаивает на пределе физических сил … На этой грани реальности возникает полу-игрушечный, но страшный марш – как «проходка» неизбежной смерти. Сила музыки Баснера в том, что он мужественно и с глубоким состраданием подключает себя и нас к сознанию страдающего человека, заставляя вместе с ним переживать его страшные состояния и видения.
Третья часть (Allegro appassionato)– господство догоняющего человека отчаяния. Полновесная, почти оркестровая партитура квартета, в которой все приемы и краски, все выразительные ресурсы струнных инструментов, Баснер использует с невероятной силой для изображения завершающего этапа драмы. «Режущие», словно бритвы, реплики скрипки, ощущение агонии в пиццикатных щипках, глиссандо инструментов, мечущийся голос скрипки на фоне «ноющих» как зубная боль застывших аккордов – физическое ощущение конца страданий.
В последнем разделе инструменты звучат почти человеческими голосами, полными печали. Холодно и беспощадно обрывающийся аккорд, ставит точку, завершая мучительный поток сопереживания чужой боли.
Е. Истратова
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»