Произведения

«Двенадцать», оратория-поэма для хора и симфонического оркестра

Единственный поющий персонаж оратории-поэмы Салманова «Двенадцать» – толпа, разноликая и пестрая. Это она рассказывает о вьюге, читает лозунги, протянутые через улицу, меткой шуткой характеризует попа и передразнивает писателя-витию; она же скороговоркой подражает ритму несущихся саней, видит Катькину гибель и, затаив дыхание, слушает горестный вопль Петрухи; она провожает идущий державным шагом отряд красногвардейцев. Наконец, все той же толпе мерещится в закрутившихся вьюжных вихрях образ Христа, шествующего впереди «двенадцати апостолов» нового мира.

Александр Чернов


Салманов несколько раз обращался к поэзии Александра Блока: в кантате «Скифы», цикле романсов, оратории-поэме «Двенадцать» (1957), которая относится к самым значительным произведениям автора. Это монументальное сочинение, в котором проявились лучшие черты дара композитора, ознаменовало наступление его полной творческой зрелости. Обилие жанрово обусловленного музыкального материала (ритм марша, фанфары, отголоски бытовых песен эпохи, частушки, мещанский городской романс, разговорные интонации) придает чрезвычайную выразительность и историческую достоверность музыке, способствует ее убедительности и доходчивости.

В отличие от литературного первоисточника, состоящего из двенадцати небольших разделов, композитор разбил свою ораторию на шесть частей, сама последовательность и заголовки которых подчеркивают направленность творческой мысли. Связь между отдельными частями сочинения, помимо логики сюжетного развития, обусловлена использованием сквозных музыкальных образов (основные из них – темы вьюги и «старого мира») и характеристик – тембровых, ритмических, интонационных. В целом оратория-поэма Салманова по форме приближается к шестичастной симфонии с двумя скерцо (вторая и пятая части).

I часть («Ветер») – обширная звуковая фреска, в которой элементы звукописи (метель) чередуются с жанрово-бытовыми зарисовками: воображение воссоздает уличные сцены революционного Петрограда на фоне вьюжного пейзажа. Эта часть изложена в форме многотемного рондо, основным его музыкальным образом становится тема вьюги, интонируемая в начале части медными духовыми инструментами в сопровождении гаммаобразных оркестровых пассажей.

II часть («Двенадцать») знакомит слушателей с героями оратории. Она открывается темой фанфарного склада (солирующая труба), основанной на интонациях уличных песен той эпохи. Это центральный музыкальный образ произведения – тема «двенадцати». Выбор интонационного материала и скерцозный характер музыки отвечают намерению автора показать своих героев в облике бесшабашной вольницы, влекомой на путь революции скорее инстинктом, нежели сознанием. Процесс их перерождения в убежденных, непоколебимых бойцов намечается в тексте среднего эпизода этого трехчастного скерцо («Как пошли наши ребята в Красной гвардии служить»), а уже в репризе звучит лозунг «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!»

III часть («Старый мир») после элегического оркестрового вступления в трех хоровых строфах рисует образы, характерные для минувшей эпохи – такими, какими они виделись героям «нового мира» («Стоит буржуй на перекрестке»). Музыка основана на интонациях сентиментального городского романса и завершается подчеркнуто преувеличенным лирическим «отыгрышем» оркестра.

IV часть («Вьюга») написана в сдержанном маршеобразном движении: кипение революционных страстей подчиняется организующей силе ритма. В этой части внимание сосредоточено на динамике внутреннего роста героев. Средний эпизод части – симфоническая интерлюдия, основанная на теме «двенадцати».

V часть («Смерть Катьки»), посвященная личной драме одного из «двенадцати», – стремительное скерцо, кульминацией которого является эпизод убийства неверной возлюбленной. В конце части звучит своего рода реквием по Катьке («Ох, товарищи родные, эту девку я любил»).

VI часть («Вдаль») – картина «державного шага» героев, прокладывающих путь в будущее сквозь воздвигаемые «старым миром» преграды, изображаемые «глыбами» терпких созвучий. В конце оратории композитор добавил две строчки, смонтированные из предыдущего текста поэмы («Так идут державным шагом все двенадцать – вдаль»), заключив это произведение образом «двенадцати» и темой вьюги, олицетворяющей тревожную, грозную революционную стихию.

За ораторию-поэму «Двенадцать» ее автор был выдвинут на соискание Ленинской премии, но безуспешно – вероятно, музыкально-поэтическая символика этого произведения, мягко говоря, не слишком вписывалась в тогдашнюю официозную трактовку эпохальных событий 1917 года.

Первое исполнение оратории-поэмы «Двенадцать» В.Н.Салманова состоялось 17 ноября 1957 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Дирижер – А.Стасевич, хормейстер – А.Анисимов.
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»