Выставка

Выставка, открытие которой произойдет 9 августа 2022 года в Санкт- Петербургской Филармонии, посвящена беспрецедентному гуманитарному событию периода Великой Отечественной войны — исполнению Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде, а также в других регионах нашей страны и за её пределами. Она основана на уникальных экспонатах и документах, большинство которых экспонируется впервые. Своеобразная визуальная «увертюра» в фойе Шостаковича даст возможность увидеть географию премьер 1942 года, благодаря карте, на которой отмечены города, где симфония исполнялась 80 лет назад.



В фокусе выставки, которая будет развернута в Бетховеновском фойе, — подвиг оркестра Ленинградского радиокомитета под управлением К. И. Элиасберга. Этот коллектив был единственным симфоническим оркестром, оставшимся в осажденном городе, и к весне 1942 года в его составе, после страшной блокадной зимы, осталось около 30 человек. Возрождать оркестр Элиасбергу, самому находившемуся в крайне истощенном состоянии, пришлось практически из мертвых, пример чего - судьба Ж. К. Айдарова, обнаруженного Элиасбергом в морге Дома радио в голодной коме и «воскрешенного» им. Письма Айдарова, исполнившего 9 августа 1942 года партию ударных, впервые экспонируются на выставке. Среди уникальных мемориальных вещей также — фрак и тромбон В. И. Юдина, участника блокадной премьеры Ленинградской симфонии. В центре внимания — коллекция артефактов, принадлежавших К. И. Элиасбергу: его дирижерская палочка, трудовая книжка, пюпитр и камертон, ставший своеобразной метафорой всей экспозиции как символ безупречной чистоты нравственного начала и столь же безупречной музыкальности. На выставке можно увидеть рукописный черновик выступления Шостаковича на Ленинградском радио 17 сентября 1941 года, где композитор впервые объявляет о работе над Седьмой симфонией, а также его поздравительную телеграмму, присланную в Ленинград К. А. Элиасбергу после блокадной премьеры произведения. Письма композитора, написанные из Куйбышева матери в Ленинград, также являются пронзительным штрихом к портрету времени. Экспозиция даст объемное представление о том, на каком драматическом фоне свершался повседневный подвиг ленинградской интеллигенции: здесь можно видеть продовольственные карточки (с указанными на них трагически известными 125 граммами хлеба), плитку столярного клея, из которого в осажденном городе варили студень, печку-буржуйку, которой отапливались ленинградские квартиры, щипцы для тушения зажигательных бомб, документы о повседневной жизни сотрудников радиокомитета и даже впервые представленные архивные материалы о смертности в осажденном городе зимой- весной 1942 года. «Ощущению» времени способствует оформление выставки — перекрестье лучей прожекторов (куда «вписаны» музыкальные фразы из Седьмой симфонии), а также «противотанковые ежи», на которых размещены витрины.

Одной из реликвий выставки стала партитура Седьмой симфонии, начатая Д. Д. Шостаковичем в Ленинграде и завершенная в декабре 1941 года в Куйбышеве. Зритель имеет возможность и увидеть партитуру Ленинградской симфонии, по которой в июле 1942 года дирижировал Е. А. Мравинский, находившийся с филармоническим оркестром в Новосибирске. Ещё один раритет — «блокадная книга» Филармонии — тетрадь с полным перечнем концертов, данных оркестром Элиасберга в период блокады. Фотографии, афиши, программки, документы личного происхождения воссоздают единую, полифоничную картину звучания Седьмой симфонии в гуманитарном пространстве России, других союзных республик, а также в странах-союзницах СССР по антигитлеровской коалиции в 1942 году. Ранее неизвестные документы, рассказывающие о деталях подготовки Седьмой симфонии за рубежом, реакцию политической и культурной элиты (в частности, телеграммы Чарли Чаплина, Поля Робсона, Иегуди Менухина и др.) дают возможность оценить мировой резонанс, произведенный этим сочинением.

Принципиально важными являются фотоматериалы и текстовые документы, позволяющие реконструировать различные сюжеты работы над произведением оркестра Большого театра под управлением С. А. Самосуда в Куйбышеве и Москве, оркестра Ленинградской консерватории под управлением И. А. Мусина в Ташкенте, оркестра Ленинградского Малого оперного театра под управлением Б. Э. Хайкина в Оренбурге, Большим симфоническим оркестром Союза ССР под управлением Н. Г. Рахлина в Свердловске и др. Большинство этих материалов также представляется впервые. Несомненный интерес представляет собой переписка Д. Д Шостаковича с Артуро Тосканини и документы, свидетельствующие о колоссальном впечатлении, произведенном Седьмой симфонией на крупнейших западных дирижеров. Венчает памятный ряд выставки оформленная в виде мемориальной доски программка концерта 9 августа 1942 г. в Большом зале Ленинградской Филармонии, где перечислены все участники премьеры — оркестр Ленинградского радиокомитета во главе с К. И. Элиасбергом, а также административно-технический персонал, готовивший концерт, — как дань памяти их подвигу.

Автор концепции и куратор — д.и.н. Ю. З. Кантор
Дизайн — Е. А. Богачев

Партнеры проекта

Генеральный информационный партнер проекта

Информационные партнеры проекта

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»