Пресса

Заслуженный коллектив России под управлением Юрия Темирканова в Альберт-Холле

Ничто не может сравнится с удовольствием от слушания оркестра, полностью погруженного в историю и традицию музыки, которую он играет. Порой, однако, свежесть ансамблю может придать и новичок своей свободой от любых ассоциаций. В результате, второй вечер на BBC Proms Заслуженного коллектива России под управлением художественного руководителя и главного дирижера Юрия Темирканова, собрал лучшее из двух миров, объединив в программе сочинения русских мастеров — Римского-Корсакова и Чайковского, и одного из самых известных английских композиторов — Элгара.

Четырнадцатая опера Римского-Корсакова «Легенда о невидимом граде Китеже» (1903-1905) содержит много вагнеровских черт, хотя манера, в которой композитор мыслил свои инновации, остается полностью русской по стилю. Как бы то ни было, в этом превосходном исполнении симфонических картин (составленных в 1905 из оперы) было интересно проследить, как Римский-Корсаков развивает идею «Шелеста леса» из «Зигфрида», и как изображает битву столкновением темы русских с темой татар (которая на самом деле представляет собой искаженную русскую песню).

В исполнении Юлии Фишер прозвучал Скрипичный концерт Чайковского (1878). Ее звук отличался яркостью, движения смычка — резкостью, что в целом обеспечило ясное, светлое и точное исполнение. Сперва все эти черты казались слегка конфликтующими с гораздо более богатым звучанием оркестра. Хотя сочетание главной скрипичной темы с оркестром на протяжении первой части было столь эффектным именно благодаря этому контрасту. Однако на протяжении концерта возникало впечатление, что оба — и солист, и оркестр — стремились сблизить свое звучание, что было особенно заметно в Канцонетте, где игра Фишер сопровождалась ясной и активной медью.

Исполнению «Энигма-вариаций» Элгара (1898-1909), быть может, не хватало немного «безыскусного мистицизма», что, однако, удачно было восполнено передачей величия сочинения. Темирканов и оркестр, совсем не новички в этой пьесе, тщательно изучали партитуру, следуя всем ее нюансам. Это позволило им извлечь такие детали, которые другие коллективы легко могли бы пропустить, и сильные черты их исполнения были многочисленны и многообразны. С одной стороны, богатство штрихов струнных в W.M.B. было всецело русским, как и энергия и юмор Troyte, а с другой стороны, Nimrod был сыгран очень точно, по-английски, возможно, именно благодаря тщательному изучению партитуры, подход же к финалу E.D.U. соединил в себе нечто от английской чувствительности с русским щегольством.

В течение вечера прозвучали три биса — Каприс № 17 Паганини (исполненный Фишер в конце первого отделения), Salut d'Amour Элгара и Vivo из Сюиты из «Пульчинеллы» Стравинского. Это был очень приятный концерт, что более чем оправдало появление Заслуженного коллектива России на фестивале BBC Proms после одиннадцатилетнего отсутствия.

 

Sam Smith

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»