Пресса
Итальянское здравомыслие, русская душевная чуткость: Юрий Темирканов и оркестр Санкт-Петербургской филармонии открывают в Ла Скала фестиваль MITO
Миланский бомонд приветствовал Юрия Темирканова и оркестр Санкт-Петербургской филармонии в театре Ла Скала, на открытии девятого сентябрьского музыкального фестиваля MITO. Сложная, романтическая программа (две Четвертые симфонии, Феликса Мендельсона и Антона Брукнера) подчеркнула темиркановское сочетание итальянского здравомыслия и русской душевной чуткости по отношению к старейшему в России Санкт-Петербургскому филармоническому оркестру, который титулованный дирижер возглавляет почти 30 лет.
Название MITO – ежегодного музыкального фестиваля, который проходит ранней осенью при поддержке гигантов индустрии и под патронажем таких кумиров публики как Пьер Булез, Умберто Эко и Ренцо Пиано – составлено из имен принимающих его северо-итальянских городов, Милина и Турина, где этот мульти-жанровый фестиваль наводит мосты между местными талантами и приглашенными зарубежными дирижерами и оркестрами.
В этом году в программу фестиваля, который проходит с 5 по 24 сентября, вошли, среди прочего, выступления Диего Матеуса с хором и оркетром театра Ла Фениче, Даниэля Хардинга с филармоническим оркестром Ла Скала и Валерия Гергиева с оркестром Мариинского театра. Судя по выросшим по сравнению с прошлым годом продажам билетов и вниманию публики, сентябрьскому музыкальному фестивалю, благодаря мировым знаменитостям, удалось отвлечь внимание туристов от миланской Экспо-2015, всемирной выставки, которая продолжится и в октябре.
Без палочки, в фирменном стиле Темирканова – жестикуляция сводилась к чуть пошевеливающимся пальцам или поднятой брови – сочные краски итальянских пейзажей были вежливо приглушены и доведены до совершенства в интуитивно естественных темпах. Романтические вспышки и трудоемкие повествования были обузданы и приобрели бархатные, древесные оттенки.
Первой шла живописная Четвертая, «Итальянская», симфония Мендельсона (1833); партитура, вдохновленная местными пейзажами, красками и нравами, которые юный немецкий композитор наблюдал, путешествуя по Италии с севера на юг тремя годами ранее. Эта романтическая симфония, полная юношеского буйства, состоит из четырех гармоничных, бурных частей.
Элегантная темиркановская интерпретация стала упражнением в сдержанности, сдобренной русской душевной чуткостью. Бурные порывы первой части вздымались не достигая поверхности и перетекли в экономную, величавую выразительность второй части. Жалобы валторны и фагота в умеренном движении трио третьей части были ярки, но не нарочиты. В сыгранной в головокружительном темпе четвертой части флейты временами не поспевали за взрывными ритмами сальтареллы.
Ставшая поздним триумфом Брукнера Четвертая «Романтическая» симфония (1887 – 89), с ее очаровательными мотивами и контрапунктом, претерпевшая с течением времени четыре редактуры, вознесла автора к вершинам известности. Поэтическое историческое повествование первой части (сигналы труб, отражающиеся от стен средневекового города, и образы рыцарей в сияющих доспехах верхом на белых жеребцах, перемежающиеся пением птиц) было выразительным, но прохладным, почти на грани интроверсии. Даже в самых мощных фрагментах ощущалась сдержанность.
В неторопливой второй части молитву и серенаду оттеняли скромные, тщательно отмеренные росчерки тремоло струнных. В третьей части, скерцо, яркая медь свивалась в плотные контрапункты, а четвертая часть, с ее масштабными звуковыми всплесками, была скорее торжественной, чем грандиозной.
В своем элегантном музыкальном решении Темирканов предпочел необузданным краскам и избыточной звучности душевную близость и чуткость.
Кортни Смит, 07.09.2015
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
+7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»