Пресса

Выразительная гибкость

 

Выразительная гибкость

 

Заслуженный коллектив России и меццо-сопрано Екатерина Губанова с успехом выступили на фестивале Musical Fortnight в Сан-Себастьяне

 

У каждого симфонического оркестра, как и у каждой страны, есть своя история и свое лицо. Одни родом из краев с тоталитарным режимом и полностью подчиняются обладающему безграничной властью дирижеру, как, например, Заслуженный коллектив России; другие, наоборот, являются выражением абсолютной демократии и могут выбирать, что и с кем играть, подобно Берлинскому филармоническому оркестру. У каждого принято по-своему настраивать инструменты и у каждого свой характер. И все это зависит от личности дирижера, местных музыкальных традиций и даже особенностей концертного зала. Конечно, процветающая глобализация нанесла урон многим оркестрам, но некоторым всё же удается сохранить свой неповторимый стиль. Один из таких оркестров — Заслуженный коллектив России. В этом мы смогли убедиться на фестивале Musical Fortnight в Сан-Себастьяне, на который из года в год приезжают величайшие оркестры мира.

Российский оркестр во главе со своим дирижером Юрием Темиркановым снова в Курсааль, спустя три года. И снова с двумя концертами, второй из которых представляет собой выступление с хором Orfeón Donostiarra с одним из произведений Прокофьева, появившемся в результате совместной работы композитора с режиссером Сергеем Эйзенштейном. Если в 2012 был «Иван Грозный», то в этом году выбрали кантату «Александр Невский» в редакции 1939 года. Результаты поражают. «Ледовое побоище» со своим сочетанием звуковых и визуальных планов – это незабываемый образец пластичности и динамизма. За ним следует совсем другая часть – «Мертвое поле», застающая слушателя врасплох, где после битвы русская девушка, мастерски воплощенная на сцене меццо-сопрано Екатериной Губановой, ищет своего суженого среди павших воинов. Темирканов умеет находить в музыке Прокофьева необходимый баланс между страстью и продуманностью, что стало очевидным еще во время исполнения двух сюит из балета «Ромео и Джульетта» (1936). Заслуженный коллектив не потерял ни одного из тех качеств, которые сделали его легендарным под руководством Мравинского, не утратил виртуозности и звучания струнных, чья контрастная динамика, экспрессия и насыщенные краски так блистали в «Смерти Тибальта».

Темирканов придал Заслуженному коллективу России выразительную гибкость. Это главный вклад маэстро, и именно это качество позволяет оркестру с успехом исполнять музыку французских и английских композиторов, на которой был основан первый концерт. Без сомнения, Равель расходится с российской звуковой оркестровой традицией, с ее плотными и вибрирующими духовыми, у которой нет ничего общего с соблазнительными нотками «Моей Матушки Гусыни» (1911). В медленной части Концерта для фортепиано с оркестром соль мажор (1931) пианист Хавьер Перианес передал эти волнующие нотки с умением, которое он еще раз продемонстрировал в Андалузской серенаде де Фальи, сыгранной на бис. И еще лучше вышли «Энигма-вариации» (1899) Элгара, где Темирканов мастерски набросал портреты друзей английского композитора. В завершение концерта дирижер предложил слушателям «Танго» Альбениса в оркестровой версии Родиона Щедрина. Танго сменил Музыкальный момент № 3 Шуберта. И дирижер продемонстрировал – со своей выразительной гибкостью – что в его исполнении фа минор может звучать весело.

Пабло Л. Родригес, 20 авг

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»