Пресса

Памятный Шостакович от Темирканова и Заслуженного коллектива России

Последний раз я писал об оркестре Петербургской филармонии в марте 2012 года, отмечая точное соотнесение солиста и дирижера, как и сейчас, в полностью русской программе. Но в этот раз мы были рады возвращению Максима Венгерова из творческого отпуска, и вместо Прокофьева он исполнил Концерт Чайковского. Но сперва…

Оркестровая музыка Лядова – мечта в плане оркестровки. Базируясь на романтической основе, она однако более фантастична. Короткая (семиминутная) «Кикимора», написанная в 1909 году, изображает девушку, выросшую в горах под воздействием магии – очень маленького роста, она прядет лен от рассвета до заката. Это захватывающе волшебный замысел, и прочтение Темирканова было безупречно, графические рисунки превосходно характеристичны, струнные – неописуемо шелковые.

Чайковский вызвал более смешанные чувства. Звук Венгерова тягучий, как провод под напряжением, а в нижнем регистре – подобен виоле. Техника – безупречна, особенно превосходна в самом высоком регистре. В центральной Канцонетте Венгеров прошептал нам сладкий секрет, а контрапункт кларнета к сольной линии стал чистой радостью. Своевольная сырость в нижнем регистре в финале обернулась другой стороной этого пёстрого исполнения, которое, несомненно, не по вкусу широкой публике. Лёгкость, а не рутина. Темирканов показал себя превосходным аккомпаниатором. Разумеется, Венгеров сыграл на бис – Сарабанду Баха для скрипки соло, шум в зале смолк почти полностью.

Под конец мы услышали Десятую симфонию Шостаковича. В этом сочинении оркестр чувствовал себя как дома, их взаимодействие с Темиркановым было полным (некоторые из его жестов выглядели неясными, но звуковой результат был безупречен). Жесткий контрапункт, исходящий из вступительного раздела, омраченный (и тёмный) вальс и циклопические кульминации – все это имело свое место в прочтении, объявшем всю структуру сочинения и сформировавшем подчинение всех элементов. Партитура изобилует прекрасными сольными фрагментами, их перечисление было бы слишком утомительным. Темирканов выделил соло валторны, передав Игорю Карзову букет. Достойны цветочного приношения сольные выступления, но важно не забыть значение многочисленной меди или чистую силу струнных. Это было грандиозное исполнение, и публика требовала бисов. Что в результате? Элгар. Вновь. В 2012 – Nimrod, сейчас - Salut d’amour. Прекрасное завершение. Но из трех пьес, исполненных этим вечером, именно Шостакович будет звучать в памяти долго.

Colin Clarke

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»