Пресса

Юрий Темирканов очаровывает Лондон Петербургским нашествием

«Никогда не смотрите ободряюще на медь», – гласит одна из дирижёрских заповедей Рихарда Штрауса. Юрий Темирканов возвёл эту истину в абсолют – он вовсе не смотрел ни на кого из оркестрантов его Петербургского филармонического на протяжении всей Десятой симфонии Шостаковича. С головой уйдя в партитуру, он показывал вступления лишь коротким взглядом, если вообще в правильном направлении. Но между оркестром и дирижёром (Темирканов – главный дирижёр этого оркестра с 1988) существует такая связь, что его поведение не имеет значения.

Темирканов – настоящий шоумен. Он знает как играть с аудиторией, и его шарм был продемонстрирован «от и до». Седой, но радостный, он выходит к дирижёрскому возвышению и обнаруживает поджидающий его стул. С выразительной мимической гримасой он передаёт стул концертмейстеру, ясно показывая, что у него не было намерений сидеть во время концерта. Дирижирующий без палочки, он формирует и лепит музыку своими руками. «Кикимора» – сказочная миниатюра Лядова, изображает прядущую ведьму. В заключении Темирканов, вполглаза поглядывая на публику, словно ущипнул что-то в высоте, как будто ведьма исчезла в ночи, сопровождаемая последним взвизгом пикколо.

Шостакович представил более серьёзную работу. Оркестр обладает специфическим наследством в этой симфонии. Ранее звавшийся Ленинградским филармоническим, именно он впервые исполнил Десятую в декабре 1953, под управлением предшественника Темирканова – Евгения Мравинского. Так заманчиво счесть, что Темирканов многое воспринял от Шостаковича Мравинского, хотя их подходы, равно в работе и дирижёрском стиле, различны. Шостакович Мравинского часто был жестоким, техничным, сопровождаемый минимальной жестикуляцией со стальным блеском, способным испепелить исполнителя за 20 шагов. Темирканов, добродушный, также избегает драматических жестов, но он редко смотрит на музыкантов, весь погружённый в партитуру. Его Шостакович изобилует драматизмом, но он более сдержанный, менее истеричный, чем у Мравинского.

Масса струнных Петербургского оркестра начала симфонию с потрясающего звучания. Чернильные кларнеты, маслянистые фаготы и удивительно нервный гобой (колокол часто рельефен) сотрудничали в духовом хоре в середине первой части Модерато. Пара пикколо скользила вокруг друг друга, создавая острое чувство предсказания итога части. Лютое насилие сорвалось с привязи в Скерцо, как известно, рисующее Сталина, скончавшегося ранее в 1953. Темирканов исполнил третью часть энергичнее, чем принято, стальные пиццикато в доказательство. Финал рвался вперёд с натиском, триумфальная анаграмма DSCH увенчала день. Жаль, что дирижёр не поднял в конце медь, что ограничило их воздействие. Особо надо отметить момент в третьей части, когда величественное соло валторны Игоря Карзова (тема «Эльмира» – отсылка к ученице Шостаковича Эльмире Назировой) заслуживало большего внимания со стороны струнных. Темирканов, избегавший контакта взглядов на протяжении всей симфонии, ясно оценил его игру, передав ему букет после оваций.

На этой неделе состоялось настоящее нашествие петербуржцев – с лихорадочным графиком по Англии гастролируют и Заслуженный коллектив России, и Мариинский театр. Где Мариинский играет различные оперы каждый вечер, Филармонический выступает лишь с двумя программами. Но тогда как Летисия Морено исполняет Скрипичный концерт Чайковского на протяжении всего тура, в Лондоне выступает Максим Венгеров. Я не уверен, что Лондон получил лучший вариант. Невозможно отрицать сказочное богатство, багровую глубину звучания скрипки Венгерова, но его Концерт был снисходительным, с растянутыми темпами и сомнительным сентиментальным портаменто. Средняя часть – Канцонетта – была как цветистая теплая ванна, но вновь с преувеличенной динамикой, да ещё и не с самой превосходной интонацией.

Темирканов подчеркнул некоторые очаровательные переклички деревянных духовых в финале, следуя за Венгеровым, превосходным в казачьем танце с прыжками, полном штампами. «Когда вы думаете, что достигли возможного престиссимо – удвойте темп» – другая заповедь Штрауса. Если брать во внимания скерцо в Симфонии и финал Концерта, то можно смело сказать, что Темирканов – дирижёр штраусовского типа.

Mark Pullinger

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»