Пресса

Темирканов создаёт звучание Заслуженного коллектива

Зал Usher в Эдинбурге — место регулярных концертов Королевского шотландского национального оркестра и Шотландского камерного оркестра, а также ключевая площадка Эдинбургского международного фестиваля классической музыки. Раньше в этом зале были постоянные концерты в течение сезона, однако не так давно они превратились в серию «Симфонии по воскресеньям». Среди будущих гостей зала — филармонические оркестры Брюсселя, Варшавы и Чехии, но они многое теряют в сравнении со стилем породистого и популярного оркестра Петербургской филармонии.

В прошлый раз этот коллектив приезжал в Эдинбург в 2012 году. Я нахожу нынешний концерт гораздо более удовлетворительным, чем их выступление двухлетней давности. Например, небольшая «Кикимора» Лядова позволяет исполнителями показать себя блестящими музыкальными сказочниками. Небольшая поэма начинается очень просто — рычащие басы с мягкой и душевной мелодией английского рожка. В нотах смотреть не на что, но музыканты играли так стильно и с такой страстью, что пьеса прозвучала одновременно и народной, и оригинальной, с ощущением перемещений в пространстве, что действительно поразило меня. Я не уверен, что могу лучше объяснить эту способность музыкантов, чем просто сказав, что такая музыка у них в крови.

Николай Луганский — фаворит Эдинбурга (он каждый сезон играет с Королевским шотландским национальным оркестром), но сочетание Луганского с его соотечественниками, казалось, вдохновило его найти ещё несколько дополнительных вольт. Его спокойная виртуозность — словно привычка. Когда играет, он, казалось бы, вовсе не шевелится, не то что не потеет. Однако это придаёт потоку нот, появляющемуся из-под его пальцев, более нежели просто великолепие. Он играет словно постоянно легато, так что даже в самых величавых пассажах каденции торжествует гладкость, она доминирует в музыке. Его пальцы двигаются по клавиатуре словно в тумане. Оркестр соответствует солисту, играя с равной сердечностью, особенно струнные.

Это был третий раз в 2014 году, когда я слушал Десятую Шостаковича, но такие исполнители, как Заслуженный коллектив, неизбежно привносят нечто отличительное в трактовку. Огромный вступительный раздел был под постоянным контролем, как тлеющее пламя. В то время как вступление было подобно вечному мраку, первая часть была исполнена цвета и света, и мне особенно понравилось трио острых фаготов и деликатная пара кларнетов, исполнявшая синкопированную вторую тему в конце части. И всё-таки самое потрясающее — восхитительный задушевный звук струнных, который постоянно развёртывался, такой тёплый и нежный. Особенно это было заметно в Скерцо, отважно быстром, но полностью точном, что оказалось чрезвычайно захватывающе (и стало единственным мгновением за весь концерт, когда Темирканов в паузе отёр пот со лба). Третья часть также была необычно быстро сыграна с чудесным соло характерно пульсировавшей валторны, и медленным вступлением в трансформированный финал, в Аллегро, которое напоминало искусно контролированную истерию, подобную натянутой маниакальной усмешке, втиснутой в бесстрастную русскую смирительную рубашку.

На протяжении концерта обворожительно наблюдать за тем, как мало Темирканов делает. Он показывает сетку крайне редко, тратит большую часть своей энергии на создание звука в момент его зарождения, но делая это так искусно, словно поглаживая, лепя, порой едва ли не щекоча музыку. Всё это крайне сдержанно, так, что даже самые сильные кульминации сопровождаются очень скромными жестами. Темирканов увенчал вечер, удивив нас исполнением Salut d’amour Элгара с полнотой, сентиментальностью и густым, как никогда у английских оркестров, звучанием.

Simon Thompson

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»