Пресса

Графенегг: под щебет птиц

Санкт-Петербургский филармонический оркестр впечатлил Рахманиновым

Совпадение или нет? Во всяком случае, бросается в глаза, что сейчас Рахманинов находится в самом центре внимания. Вскоре в продажу поступит комплект компакт-дисков с его оркестровыми и фортепианными сочинениями. Буквально только что, на закрытии Зальцбургского фестиваля, Берлинский филармонический под управлением Саймона Рэттла в качестве захватывающей заключительной речи представил последнее оркестровое сочинение Рахманинова, «Симфонические танцы». А в Графенегге в программе Оркестра Санкт-Петербургской филармонии и его художественного руководителя Юрия Темирканова был Третий концерт, сочинение русского композитора, которое не открывается в полной мере с первого прослушивания, но показывает насколько многогранно его наследие, что оно не ограничивается парой фортепианных пьес или сверхпопулярным Вторым до-минорным концертом.

Третий, ре-минорный, искусно проработан, он предъявляет высочайшие технические требования и демонстрирует насколько уверенно и самостоятельно Рахманинов соединяет классическую форму и сильно хроматизированную мелодику. Помимо этого, исполнителю нужно суметь объединить в единое целое постоянно меняющиеся настроения и ощущать себя на сцене полноправным партнером. Оркестр, имеющий преимущество в динамике, может легко оттеснить пианиста на задний план, а тот, с его виртуозной партией – приковать все взгляды только к себе. Поэтому нужно сделать так, чтобы внимание публики было сконцентрировано и на пианисте, и на требующей внимания оркестровой партии.

Петербургский оркестр и Николай Луганский играли полную ритмических тонкостей партитуру прозрачно, как камерные музыканты, непринужденно обмениваясь смыслами. Виртуоз не казался обделенным, поскольку Темирканов выстроил четко дифференцированную динамику и абсолютно естественно вводил сольные эпизоды, в которых Луганский уверенно показал свое мастерство. Обнаружилось, что этот концерт не утрачивает своей прозрачности и мечтательности, если сольную партию играть несколько прохладно и отстраненно. Понравилось даже птицам: в первой части, во время каденции, они неожиданно и музыкально защебетали, как будто это было предусмотрено композитором, специально для концерта во впечатляющих природных декорациях открытой сцены Волькентурма в Графенегге.

После перерыва – опять русская музыка: снабженная авторской анаграммой Десятая симфония Шостаковича, которую по праву считают шокирующим документом жестокой сталинской эпохи. Эта музыка никого не оставит равнодушным, особенно если знать подоплеку. Тем более, когда играют так убедительно, как играли петербуржцы: не смотря на слегка раздражающие духовые, они вновь продемонстрировали свое особое сродство с этим сочинением.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»