Пресса

Русские музыканты воспламенили озерную синь

Денис Мацуев и Золтан Кочиш 19 августа 2014 на фестивале в Анси. Фотограф: Yannick Perrin.

Если и есть композитор, оправдывающий все виртуозные дерзновения, то это он — Ференц Лист, трансцендентальный провидец романтического фортепиано, оставивший не только виртуозные пьесы для солистов. Оба его фортепианных концерта, как и «Пляска смерти», являются вершинами техничности и беглости, и всегда производят необыкновенный эффект, если их исполняют на должном уровне. Три года назад, на двухсотлетие композитора, в Будапеште, русский пианист Денис Мацуев исполнил эти три сочинения подряд. Подвиг, снискавший ему прозвище «Сибирского Листа».

Прозвище полностью заслуженное, судя по концерту, который он дал 19 августа в церкви Сен-Бернадетт с оркестром Санкт-Петербургской филармонии, на открытии Пятого фестиваля классической музыки в Анси, организованного Паскалем Эскандом. Что в программе? «Всего лишь» Второй концерт и «Пляска смерти». Мацуев пролетел оба сочинения с такой живостью и мастерством пальцев, что публика была буквально ошарашена! Конечно, его феноменально мощная манера игры не опровергнет определенных клише о русской школе. И Листу вполне бы подошло чуть больше тонкости. Но было бы неверным утверждать, что эта демонстрация мощи не вызвала шквала восторга сразу после того, как атлетически сложенный пианист стоя взял последний аккорд, словно увлекая нас в это эффектное и непоправимое стремление в бездну, к чему подспудно направлял оркестр и венгерский дирижёр Золтан Кочиш, воспитывавшийся в Академии Ференца Листа.

И все-таки, внешность иногда бывает обманчива. Следующим вечером, под управлением того же Кочиша, оркестровое воинство, которое накануне обнаруживало замечательную энергичность при некоторой скупости нюансов, продемонстрировало незаурядную изобретательность и тонкость оттенков. После скрипичного концерта Иоганнеса Брамса, в котором Лоран Корсья хоть и был полон благих намерений, но пребывал в затруднении (тяжеловесные соло, приблизительное интонирование…), русские музыканты продемонстрировали все, на что способны в «Героической» Бетховена: безупречно донесенную, глубоко выразительную фразировку и чутко дозированный звуковой баланс.

Поэтому трудно не согласиться со старинной рассадкой оркестрантов (ее называют «антифонной», когда вторые скрипки сидят напротив первых, виолончели посередине, а контрабасы в глубине), которую Санкт-Петербургский филармонический, один из немногих оркестров мира, сохранил благодаря решению своего главного дирижера, Юрия Темирканова. Глубокие, почти подземные, басы. Струнные – как раз вовремя. Понятно, почему многие дирижеры используют Третью симфонию Бетховена как лакмусовую бумагу. В качестве доказательства каждую ноту выдыхаешь одновременно с оркестром. Дирижер, пианист и композитор Золтан Кочиш предстал таким, каков он есть: живущим музыкой и для музыки. Забыта неловкость первого отделения (тем более, что Корсья сыграл на бис доведенную до совершенства сонату Изаи). Таков уж климат на берегах синего озера, скорый на перемены.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»