Пресса

Заслуженный коллектив России сразился со снегом

Я был очень огорчен, когда Юрий Темирканов покинул пост художественного руководителя Балтиморского оркестра. Правда он регулярно навещает нас со своим основным оркестром – Заслуженным коллективом России, принося нам радость. Вашингтонское общество Performing Art приглашало его в 2011 и в 2007 годах. Нынешний концерт – в среду вечером в Стратморе (первый в американском туре) был едва ли не отменен из-за ужасного снегопада. Однако никто не испугался небольшой пороши, хотя, чтобы попасть на концерт, мне пришлось сразиться с грузовиком, разбрасывающем соль на кольцевой… Я ехал, уже понимая, что программа скорее всего будет сокращена – и действительно, увертюра Россини к «Севильскому цирюльнику» была исключена, что не является большой потерей, а два других сочинения – концерт Прокофьева и симфония Рахманинова – исполнялись без антракта.

Интерпретация этими музыкантами родной им русской музыки безусловно оправдала риск зимнего путешествия. Звучание оркестра в роскошном Втором скрипичном концерте Прокофьева было кульминацией первого отделения, затмив чистую, безгрешно выстроенную, но несколько непредсказуемую игру солистки Саяки Сёдзи. Впервые я ее слышал в 2007 году, и больше всего из того выступления мне запомнился ее тон – часто безукоризненный, прекрасный, но порой она явно балансировала на грани, что особенно проявлялось в чувстве ритма, которое поддерживал Темирканов, и всегда предугадывал оркестр. Во второй части, где оркестр словно передал ей изысканную музыкальную шкатулку вступлением пиццикато струнных и стаккато духовых, нервное качество ее вибрато порой сомнительно сказывалось на интонации, что стало ещё заметней в третьей части, изобилующей остановками. Ритмические сложности финала с постоянными метрическими сдвигами не были должным образом выстроены.

Подобных проблем не было в исполнении Второй симфонии Рахманинова, которую Темирканов в точности знает как преподнести, а музыканты следуют за ним шаг за шагом. Первая часть открылась задумчивым вступлением, перешедшим в быстрый раздел, пропитанный русской меланхолией и томлением, но без увязания в этих чувствах, сыгранный с гибким чувством рубато. Это сочинение порой создает отталкивающее ощущение саундтрека к фильму, серии небольших виньеток, выстроившихся друг за другом с развевающимися пассажами действенного развития, образующего небольшую сутолоку в быстром разделе второй части. Душещипательная третья часть, с одной из рахманиновских тем, входящих в набор «Классики для любителей», была исполнена глубоко, а не сладенько, по-моему, лучше всего остального. Зная, как привести публику в восторг,  Темирканов и оркестр схватили в финале бешеный темп, сопровождаемый хриплыми вскриками флейты-пикколо. Эффект был достигнут, и вечер завершили два биса, приготовленные для гастролей – часть из «Музыкальных моментов» Шуберта и «Пульчинелла» Стравинского.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»