Пресса

Юрий Темирканов & Оркестр в Женеве и Люцерне | Yuri Temirkanov et son Orchestre à Genève et Lucerne

В этом году у выдающегося российского дирижера юбилей. Очень приятно, что отмечать его он начинает со Швейцарии. Мы уже много писали о Юрии Хатуевиче Темирканове, на наш взгляд, последнем Великом из поколения, подарившего миру многих ярких музыкантов. Но это тот случай, когда, правда, лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать. Ведь никакими словами не передать царственную осанку, гордую посадку головы, аккуратно зачесанные назад седые кудри, элегантные жесты – то скупые и жесткие, то нежно ласкающие; сурово поджатые губы, адресованные музыкантам заговорщические улыбки, когда доволен, а если, не дай бог, что-то не так – испепеляющий взгляд; способность всю ночь просидеть над партитурой, крайнюю профессиональную требовательность к себе и к коллегам! Это – на сцене. А в жизни – тихий голос, неспешный разговор - о музыке, о литературе, о живописи, неприхотливость в еде, восточная ленца, любимые занятия: посидеть (или полежать) с хорошей книжкой, выкурить сигаретку и выпить чашечку кофе с подаваемым отдельно горячим молоком на симпатичной террасе… Маэстро обожает хорошие – не пошлые! - анекдоты и отмечает хорошеньких женщин. Глаз горит, и цифра «80», часто упоминающаяся в этом году рядом с фамилией Темирканов, ну никак с ним не вяжется! Юрий Хатуевич многолик, но всегда верен себе. На счету Темирканова множество регалий, назовем лишь последнюю по времени: 12 июня, в День России, президент В.В.Путин вручил ему  Государственную премию РФ в области литературы и искусства, о которой Юрий Хатуевич сказал, что она вдвойне приятнее, чем иностранные награды. На торжественную церемонию в Георгиевском зале Кремля маэстро явился без галстука, с красным шелковым шейным платочком, и оказался единственным, кого президент обнял и расцеловал. Питерские! Юбилейный год Темирканова мало чем отличается для него от остальных: репетиции, выступления в родной Филармонии, зарубежные гастроли… Мы счастливы, что в этом напряженном графике нашлось место и для Швейцарии, где, благодаря давней дружбе с агентством Caecilia и финансовой поддержке Фонда семьи Тимченко – нелегко привезти симфонический оркестр! – он выступает регулярно и всегда с аншлагом. Программа, с которой на этот раз приедут маэстро и Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, которым он руководит с 1988 года, никого не оставит равнодушным: Второй фортепианный концерт Рахманинова, сочинения Римского-Корсакова и Чайковского, безусловные шедевры русской классики. Ну что о них говорить? Нужно внимать и наслаждаться каждым звуком…

Для автора этих строк нет фортепианного концерта красивее, чем Второй рахманиновский. Сообщим лишь один факт о нем, возможно, ускользнувший от внимания широкой публики. Этот концерт, написанный в 1900 году и впервые полностью исполненный в Москве 27 октября 1901 года автором с оркестром под управлением А.И.Зилоти, посвящен Николаю Далю. Кто это? Русский психотерапевт, выпускник медицинского факультета Московского университета, прошедший стажировку у двух крупнейших специалистов конца XIX века, практиковавших лечебный гипноз: Жана Мартена Шарко в Париже и Амбруаза Огюста Льебо в Нанси. У Даля лечились Шаляпин, Скрябин, Станиславский… Обратился к нему за помощью и Сергей Рахманинов, страдавший от тяжёлой депрессии после провала его Первой симфонии в 1897 году, а также вследствие церковного запрета на брак со своей возлюбленной. Судя по всему, своим врачом композитор был доволен, иначе вряд ли посвятил ему Концерт. За 35 минут, а именно такова длительность этого великого и великолепного произведения, внимательный чуткий слушатель словно пропускает через себя все душевные муки композитора, его тревоги, подчеркиваемые колокольным звоном, глубокие сомнения и робкие проблески надежды. Этот концерт пользуется огромной популярностью не только у исполнителей, но и у кинорежиссеров, обратите на это внимание, если будете повторно просматривать «Рай» Андрона Кончаловского, «Ветку сирени» Павла Лунгина, классическую «Весну на Заречной улице» (там героиня слушает его по радио в исполнении Льва Оборина), «Женщину и мужчину» Клода Лелуша, а также комедию «Бинго-Бонго» с Адриано Челентано в главной роли и даже мультик «Свинья-копилка» (в нем он звучит в исполнении Святослава Рихтера). О том, что мелодия песни Эрика Кармена «All by Myself», звучащая в фильме «Дневник Бриджит Джонс», фактически заимствована из 2-й части концерта, мы рассказывали совсем недавно. Если у самого слушателя душа при этом не переворачивается, значит… исполнитель не смог донести авторский замысел. Мы очень надеемся, что такого не случится.

Вместе с Юрием Темиркановым и его оркестром в Женеве и Люцерне выступит пианист Сергей Редькин. Мэтр и молодой музыкант, в 2008 году получивший премию Фонда маэстро Темирканова как один из лучших выпускников петербургской десятилетки, встретятся на сцене впервые, так что мы будем присутствовать на премьере. Сергей родился в 1991 году в Красноярске. Начал играть на фортепиано в пять лет, а через год поступил в городской Музыкальный лицей в класс Галины Богуславской, одновременно занимался импровизацией и композицией в классе Эдуарда Маркаича. В 2004 году, став лауреатом конкурса композиторов им.В.Гаврилина в Санкт-Петербурге, продолжил свое музыкальное образование в Средней специальной музыкальной школе Санкт-Петербургской консерватории, в классе Ольги Курнавиной. К этому времени относятся первые крупные победы на конкурсах молодых исполнителей: Первая премия на конкурсе Рахманинова (Санкт- Петербург, 2005), Гран-при на конкурсе Шопена (Нарва, Эстония, 2006). Параллельно Сергей активно занимался композицией в классе профессора Александра Мнацаканяна, одного из последних учеников Дмитрия Шостаковича. Сюита для виолончели и фортепиано принесла Сергею Первую премию на конкурсе композиторов в Санкт-Петербурге в 2007 году. В 2009 году Сергей стал  студентом профессора Александра Сандлера в Санкт-Петербургской государственной консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова, в 2011-м, при поддержке Санкт-Петербургского Дома музыки, стажировался в Международной фортепианной академии на озере Комо (Италия), где занимался с такими музыкантами, как Уильям Грант Наборе, Дмитрий Башкиров, Петер Франкл, Фу Цонг. В 2012 году Сергей становится победителем III Международного конкурса им. Май Линд в Хельсинки, в 2013 году - VI Международного конкурса им.С.Прокофьева в Санкт-Петербурге. В 2015 году он получил Третью премию и Бронзовую медаль XV Международного конкурса им.П.И.Чайковского в Москве.

Во втором отделении концерта в Женеве прозвучит «Шехеразада» Римского-Корсакова, один из «коронных номеров» маэстро Темирканова. Эта симфоническая сюита была написана композитором в 1888 году под впечатлением прочитанных сказок «Тысяча и одна ночь». В 1910 году Михаил Фокин поставил на эту музыку одноименный балет с декорациями и костюмами Леона Бакста. «Шехеразада» - одно из самых популярных произведений Римского-Корсакова. Интересно, что ее завораживающую мелодию, как и рахманиновскую, «подхватили» не только классические музыканты. Английская рок-группа Deep Purple обработала первую часть «Шехеразады» в виде электроорганной композиции «Prelude: Happiness/I’m So Glad»,  английская же группа Renaissance записала в 1975 году альбом Scheherazade and Other Stories, который не базируется полностью на произведении Римского-Корсакова, однако содержит основной мотив из шести нот, который является отсылкой к «Шехеразаде». Симфонический духовой оркестр Мерлина Паттерсона (Хьюстон, Техас, США) создал необычную обработку «Шехеразады» для духовых инструментов, представленную в 2005 году, фрагменты «Шехеразады» использованы в фильме «Кавказская пленница» и в мультфильме «Русалочка». Привет меломанам и от М.А.Булгакова: фрагмент из четвёртой части сюиты (тема Шахрияра) игрался оркестром на представлении в Варьете, устроенном Воландом и его свитой. И – официальное признание (если бы Римский-Кораков в нем нуждался): музыка из «Шехеразады» использовалась в церемонии закрытия Зимних Олимпийских Игр в Сочи в 2014 году. Мы абсолютно уверены в том, что «Шехеразада» в исполнении оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова прозвучит, как и полагается, - сказочно! Не менее сказочно, чем Симфоническая картина «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», которой откроется концерт в Люцерне, программа которого завершится Сюитой из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского в обработке самого Темирканова. Швейцария – страна маленькая, при желании можно и на два концерта попасть, что мы и собираемся сделать.

От редакции: Билеты на концерт 3 сентября в Женеве можно приобрести здесь, а на концерт 4 сентября в Люцерне – здесь. Наслаждайтесь!

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»