Пресса

Коллекционные романтики

В Петербургской филармонии проходит XII Международный фестиваль «Музыкальная коллекция», открывшийся клавирабендом Николая Луганского

Одна из узнаваемых особенностей исполнительской манеры Луганского состоит в том, что он позволяет музыке «быть самой собой», не встраивает ее в «концепции», а дает ей «право» свободно изливаться - просто, безыскусно. Неслучайно пианисту так удаются романтические произведения, и его става одного из лучших интерпретаторов Рахманинова абсолютно застуженная. Именно романтиков Николай Луганский выбрал для концерта на «Музыкальной коллекции». В первом отделении Чайковский, во втором - Шопен.

 

Цикл «Времена года» сегодня нечасто звучит на концертной эстраде. Технически не особо стожные пьесы Петра Ильича, сочиненные для журнала «Нуветлисг» в середине 1870-х годов, являются в основном достоянием «учебного процесса». Луганский исполнил все 12 «характеристических картин» как единое произведение и дал услышать в них то, на что не всегда сразу обращаешь внимание: это прежде всею отчетливо воспринимаемое шумановское начало. Как известно, Чайковский любил и ценил Шумана за его мелодический дар, за искренность и непосредственность музыкального высказывания, в подражание Шуману написал свой «Детский альбом», и теперь во «Временах года» было неожиданно интересно угадывать реминисценции из шумановских опусов. Так, в среднем разделе «Белых ночей» вдруг ясно предстала знакомая факгура песни «В сиянье теплых майских дней», открывающей цикл 'Любовь поэта»; в «Подснежнике» возник знаменитый вопрос «Отчего» из «Фантастических пьес», а в «Жатве» замелькали причудливые образы «Крейслерианы» (и Шумана и Чайковского объединяла общая любовь к творчеству Э.ТА. Гофмана).

Вторая и не менее важная вещь, обнаружившаяся в пьесах в общем- то молодого Чайковского, - его удивительное «прозрение» в собственное будущее. В изящном кружении финального вальса («Святки») слышались будущие балеты, в фанфарных возгласах «Охоты» - тожественные полонезы из опер, а в «Осенней песне» - финал Шестой симфонии. Особенно впечатляющим получился мгновенный переход от почти ликующего «Сентября» к скорбному «Октябрю» (Луганский исполнял все пьесы без перерыва): подобный прием композитор использует в своей последней симфонии - резкий контраст между мажорным маршем третьей части и реквиемом в четвертой.

В музыке Шопена пианист больше подчеркивал романтическую рефлексию, нежели жанровые танцевальные истоки. Знаменитый «Полонез-фантазия» был трактован скорее как «воспоминание о полонезе»: густая «сфуматная» педаль, фразировка небольшими рельефными мотивами, выразительное «пропевание» мелодии придавали пьесе ностальгический характер.

Четыре мазурки (Des-dur, A-dur, As-dur и cis- moll) промелькнули у Луганского подобно страницам интимного дневника, а в «Баркароле» легко можно было услышать связь с прозвучавшей в первом отделении пьесе «Июнь» (вплоть до общей цитаты итальянской песни).

Завершила концерт Четвертая баллада, также интерпретированная в лирико-ностальгическом ключе. В изломах главной темы явственно определялись интонации «темы креста», но, в отличие от барокко, семантика была иной: размышление о страданиях души, жаждущей встречи с идеалом, но вынужденной мириться с тщетой мира. Интересно, что при сходных психотипах Чайковского и Шопена у русского гения в качестве «убежища надежды» выступает мир детских грез или прошлой «гармоничной» эпохи, а у польского гения надежд практически нет, и в Четвертой балладе это слышно буквально с первой ноты. Впрочем, завершился концерт сыгранным на бис шопеновским фа-мажорным этюдом, в сверкающих переливах которого чувствовался весенний свет.

Георгий Ковалевский

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»