Пресса

Больше чем сентиментально-романтические мотивы

Музыкальный звездный час: Заслуженный коллектив России и солист Денис Мацуев в концертном зале Брукнерхаус в Линце

В среду в рамках «Большого абонемента» концертный зал Брукнерхаус пережил поистине звездный час. Мало кто может интерпретировать Третий фортепианный концерт Рахманинова стремительнее, мощнее, энергичнее и в то же время с большим чувством и пониманием, чем Денис Мацуев и Заслуженный коллектив России под управлением Юрия Темирканова. Хотя это произведение в высшей степени узнаваемо, многие пианисты, исполняющие его, терпят неудачу. Как из-за технических проблем (у Рахманинова были необычайно крупные руки), так и в духовном плане.

 

Потому этот концерт, состоявшийся благодаря финансовой поддержке (90 000 евро) Диониса Ленера, владельца фирмы «Линц Текстиль», стал не просто погружением в сентиментально-романтические мотивы — публике представили глубокое произведение, которое манит сложностью композиции и пианистического мастерства и развивается таким образом, что с трудом поддается какому-либо планированию. Кроме того, музыкантам много приходится играть в темпе, а это возможно только в том случае, если они слышат друг друга. Вначале Темирканов предоставил Денису Мацуеву некоторую свободу и, развернувшись корпусом к солисту, словно читая по его глазам, что произойдет дальше, дирижировал оркестром правой рукой.

Изысканный финал — полный восторг

Подиум дирижера был установлен под небольшим углом к роялю, чтобы солист не находился за его спиной, поэтому Темирканов мог поддерживать постоянный контакт с Мацуевым. Такое общение двух мастеров просто завораживало. Результат: бурный восторг публики, на который Мацуев ответил изысканно оформленным по пластике звучания финалом из бетховенской сонаты «Буря», соч. 31/2.

Во второй части была исполнена музыка балета Игоря Стравинского «Петрушка», сыгранная максимально экспрессивно и в то же время совершенно: и с точки зрения инструментальной техники, и по ритмической точности. Музыкантам удалось скрупулезно и аналитически точно передать множественные наслоения ритмов и гармоний.

Маэстро Темирканов глубоко прочувствовал эту музыку: ему достаточно было скупых жестов, чтобы оркестр то разражался ураганом звуков, то передавал тончайшие переливы инструментовки. Несмотря на гигантский состав оркестра, была достигнута просто невероятная динамическая нюансировка. На бис великолепно настроенный оркестр сыграл VII часть для соло на контрабасе и соло на тромбоне из сюиты балета Стравинского «Пульчинелла».

Michael Wruss

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»