Пресса

Заслуженный коллектив России демонстрирует свою силу в округе Ориндж

Как гастролирующие оркестры выбирают программы – это интересно лишь критикам, но необязательно знать всем, кто приходит в концертный зал.  Рассмотрим, например, Заслуженный коллектив России, который дал один из редких концертов в Южной Калифорнии в среду вечером в коста-месском Henry Segerstrom Concert Hall под эгидой филармонического общества округа Ориндж.

Юрий Темирканов, занимающий пост художественного руководителя и главного дирижера оркестра с 1988 года, избрал три по-разному комбинируемых сочинения для программы концерта: два русских и одно французское; две сюиты из балетов и скрипичный концерт; две (музыка балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева и концерт) закончены в 1935 и одна («Дафнис и Хлоя» Равеля) в 1912.

Безусловно, все избранные сочинения демонстрировали сильные стороны Заслуженного коллектива, который традиционно занимает место в ряду мировой оркестровой элиты, что он еще раз доказал в среду вечером. Судя по составу, напечатанному в программке, это также один из немногих коллективов мира, который сохраняет свой национальный дух: традицию, уходящую корнями в 1882 год, когда Александр III создал его как «Придворный музыкальный хор».

Темирканов поддерживает глубокий, богатый, жгучий звук струнных, основанный на ансамбле контрабасов (7 для балетных сюит и 6 для Концерта), плотно сгруппированных на подставках в дальнем левом углу оркестра. Для дополнительного звукового эффекта дирижер разместил виолончели в центре оркестра прямо напротив своего подиума.

Сейчас, в свои 78 лет, Темирканов более умиротворенный, чем в последний раз, когда я его видел. Он не спеша проходит к подиуму, и его жесты зачастую минималистичны. Темирканов продолжает дирижировать без палочки своими необыкновенно выразительными руками и пальцами.

Прокофьев создал несколько сюит из своего балета «Ромео и Джульетта». На протяжении многих лет дирижеры выбирают, какие фрагменты они хотят исполнить, часто не столько стараясь рассказать знакомую историю, сколько произвести музыкальный эффект. Темирканов продолжил эту практику, объединив Вторую сюиту с двумя фрагментами из Первой, чтобы создать убедительное 35-минутное целое.

Богатый звук этого оркестра был чрезвычайно полным – словно струнный эквивалент изумительного, глубокого звучания русского хора. Отдельного комплимента достойно соло флейтиста Дмитрия Терентьева в пьесе «Ромео и Джульетта перед разлукой».

В концерте солировала японская скрипачка Саяка Сёдзи, которая в 1999 году стала самой юной победительницей, первой среди японцев на Международном конкурсе скрипачей имени Н.Паганини. Она играла на скрипке Страдивари 1729 года, продемонстрировав роскошное звучание в нижнем регистре, особенно в начале концерта, и сладкое в верхнем, во второй части. Скрипачка без труда шествовала сквозь все «пиротехнические» эффекты третьей части Концерта под чуткий аккомпанемент Темирканова и его оркестра.

Ни для кого не стало большой неожиданностью, что Темирканов придал оркестровому звучанию дополнительную роскошь в сюите Равеля. Его он исполнил без спешки, выстроив ближе к самому финалу грандиозный и неотвратимый взрыв звука. В ответ на ожидаемую (и заслуженную) стоячую овацию, Темирканов завершил вечер сладкозвучным бисом – «Salut d`Amour» Элгара.

Robert D. Thomas

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»