Пресса

С Шостаковичем на гастроли: Заслуженный коллектив России в Огайо

Сейчас русские и американцы могут иметь политические разногласия, но, судя по приему, который встретил Заслуженный коллектив России, прибыв в Акрон (Огайо), музыкальные связи остаются такими же тесными и теплыми, как и всегда. Полный зал стоя с энтузиазмом аплодировал как поразительному выступлению пианиста Николая Луганского, так и мастерскому исполнению оркестром с Николаем Алексеевым за дирижерским пультом Десятой симфонии Шостаковича.

Концерты русских музыкантов сравнительно редки в этой части света, и многие в зале надеялись на полностью русскую программу. Но никто не возражал и против Концерта № 1 для фортепиано с оркестром Брамса, который Луганский в этом турне чередует со Вторым концертом Рахманинова. Брамс предоставил Луганскому возможность показать незабываемое сочетание его технического мастерства и экспрессивной спонтанности, воплощая в жизнь равно и чувственные, и интеллектуальные стороны этого эпохального романтического сочинения.

Во многом страстность первой части была передана оркестром, чье звучание Алексеев окрашивал в глубокие, подчас грозовые тона, оставляя Луганскому пространство для развития светлых, лирических черт музыки, которые в итоге потемнели и соответствовали оркестру по силе и интенсивности. Одна из уникальных особенностей этого Концерта – равная значимость партий фортепиано и оркестра, легко меняющихся ролями и передающих друг другу темы – была продемонстрирована в первой части сочинения. Луганский, порой, вел оркестр за собой, особенно в исступленной третьей части. Каскады звука, низвергающиеся с клавиатуры, были подобны гребням волн, разбивающимся о берег.

Луганский рассказывал о «религиозной глубине» второй части, которую он исполнил в созерцательном ключе. Некоторые из его пассажей становились порой избыточно стаккатированными, но медленный, устойчивый темп, заданный Алексеевым, и созданное им золотое звучание струнных постоянно удерживали музыку в духовной сфере.

Музыкантам, к сожалению, мешал зал – симпатичное, но слишком универсальное пространство, в котором проходит все что угодно: от рок-концертов до камерных вечеров. В общем звучании не доставало детализации – одной из характернейших черт Заслуженного коллектива, а в «диалогах» между Алексеевым и Луганским периодически возникали разрывы на доли секунды – результат плохой акустики. Однако невозможно не признать первоклассным исполнение пианиста, и оставалось лишь сожалеть, что Луганский не сыграл ничего на бис.

Звук заметно улучшился во втором отделении, когда со сцены был убран рояль, и изменилась рассадка оркестра. Алексеев – искусный мастер, глубоко знающий музыку Шостаковича, поэтому даже без столь совершенного баланса и остроты звуковых очертаний, от тонкости и едва уловимых оттенков его интерпретации Десятой симфонии захватывало бы дух.

Произведение представляло собой красочный массив динамичных ритмов и выразительных сольных линий, в особенности деревянных духовых. В первой части слушатель ожидает появления характерных для манеры Шостаковича истерзанных струнных, но никак не изысканного гобоя, фагота, кларнета, флейты и пикколо, которые Алексеев использовал, чтобы украсить свое звуковое полотно. Деревянные духовые, мастерски уравновешенные громкой дробью ударных и неистовой энергией первой части и финала, обрели новую глубину и зловещую силу.

Если обычно Шостаковича играют открытым звуком, то Алексеев, напротив, сделал его компактным и строгим, даже в водовороте второй части. Его дирижерский стиль отражался в движениях – никаких подпрыгиваний на подиуме, лишь руки без палочки и кисти, формирующие звук. Это не просто иной подход, это блестящее упражнение во владении собой, которое предлагает публике свежее, глубокое слуховое впечатление.

И возможно этот концерт – неплохой наглядный урок для дипломатов в эру новой холодной войны. 

Frank Kuznik

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»