Пресса

Душа России от Заслуженного коллектива России

Это была удачная неделя для популярной Пятой симфонии Шостаковича. В начале Лос-Анджелесский филармонический под управлением приглашенного дирижера Яапа ван Цведена предложил впечатляющее прочтение этого сочинения — одно из лучших, что вы когда-либо услышите от любого из американских коллективов. Однако сложно соревноваться в этом с русским оркестром, играющим Симфонию Шостаковича так, словно между ними есть кровное родство, словно под угрозой находится гордость за «матушку-Россию».

В четверг Юрий Темирканов и Заслуженный коллектив привезли окрашенную в мрачные тона волнительную трактовку этой партитуры 1937 года в нортриджский Valley Performing Arts Center. Головокружительно органичное прочтение объединяло внимание к деталям и интонационную выразительность в гармоничное и неотразимое целое.

78-летний Темирканов бесшумно скользит к дирижерскому подиуму, излучая мягкую сердечность. Он выступает в Лос-Анджелесе с 1988 года, того самого, когда он стал главным дирижером Заслуженного коллектива. Дирижируя без палочки, он лепит музыкальные фразы всеми десятью пальцами или, как он сказал в интервью для The Times в 2005, всеми «десятью дирижерскими палочками». В его настойчивом стремлении играть по партитуре музыку, с которой он прожил большую часть своей жизни, ощущается принципиальность старого подхода. В нем нет позерства.

Используя все 10 своих «дирижерских палочек» с необычайным влиянием, Темирканов извлекает множество деталей и красок из оркестра, непреклонно выстраивая разрушительные кульминации музыки Шостаковича. В первой части сочная игра меди воплотила угрожающие черты. В коде же звучала  русская меланхолия, исходившая из всех музыкантов, словно из единого целого. В приковывающем внимание соло концертмейстера Льва Клычкова во второй части не было ничего исключительно прелестного, оно полнилось «русской душой».

Дар Темирканова и оркестра длить пианиссимо мелодических линий вышел на первый план в мучительных взлетах и падениях Largo, третьей части Симфонии. «Большинство моих симфоний — это надгробные камни», говорил Шостакович. Но, как и у Малера, как мучительно прекрасны эти надгробия в своей мрачности, особенно в исполнении, подобном этому!

Сочиненная «в тени Сталина» Пятая симфония Шостаковича обладает политическим багажом и всеми видами интерпретационных двусмысленностей. Темирканов не уклонился ни от одной. Финал, начавшийся с милитаристского марша и бешеной фанфары труб, был полон беспощадной энергии и осмотрительного ликования. Его окончание может быть триумфальным или ожесточенно ироничным, решайте сами. Темирканов, казалось, хотел сказать: «Это великая симфония. Слушайте».

Продолжительная овация увенчалась бисом — чарующим прочтением «Аморозо» из «Золушки» Прокофьева.

Открыло концерт убедительное, но не вдохновленное исполнение Концерта № 1 для фортепиано с оркестром Брамса с Гарриком Ольссоном в качестве солиста. Партитура полна чудес, в частности в страстном Адажио, но Темирканов и оркестр порой подавляли инициативу пианиста. Или так казалось с места, где я сидел: слишком близко, чтобы осознать весь «звуковой ландшафт» оркестра (я пересел в партер после антракта).

Темирканов и оркестр искусно исполнили сводчатые фразы первой части, а Ольссон с относительной легкостью преодолел все непослушные и порой неудобные с виду извивы пассажей. Однако по какой-то причине исполнение, по крайней мере с моего места, не показалось увлекательным.

Rick Schultz

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»