Пресса

На фоне Италии...

В Европе прошел большой гастрольный тур Юрия Темирканова и Петербургского филармонического оркестра

Два концерта Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича (или проще Петербургского филармонического оркестра) под управлением Юрия Темирканова в Неаполе и Бари были лишь частью большого турне по Великобритании, Ирландии и Италии. Оркестр везде принимали хорошо, было много восторженных рецензий, программу же во всех городах играли одну: Арам Хачатурян - Фрагменты из балета «Спартак», Сергей Прокофьев – Третий фортепианный концерт, Дмитрий Шостакович – Пятая симфония. Исполнение шедевров советской эпохи было, с одной стороны, связано с 2017 годом, отмечающим столетие революции и советской власти, с другой – с тем, что эта музыка в крови у ЗКР, стоявшего у ее колыбели и исполняющего ее как никто другой. Два итальянских концерта, на которых удалось побывать, это еще раз доказали.

Неаполь – крупнейший город Южной Италии и административный центр региона Кампания - встретил мягкой итальянской зимой и температурой +15. История и современность переплетаются здесь в причудливый клубок, эпохи наслаиваются друг на друга, обветшавшие дворцы, античные руины, знаменитая открыточная Неаполитанская бухта с дремлющим Везувием и особенный местный кофе в «Гамбринусе», - все это составляет вечно молодое и располагающее лицо города. Концерт оркестра состоялся в культовом для Неаполя месте – театре Сан-Карло, который ведет свою историю с XVII в, нынешнее же здание открылось в 1737 году. В разные годы театром заведовали Джоакино Россини и Гаэтано Доницетти, здесь выступали практически все знаменитые певцы. В XVIII веке Сан Карло был крупнейшим оперным театром Европы, вмещавшим 3285 зрителей. Сегодня, после послевоенного восстановления, в зале необыкновенной красоты - всего 1386 мест. Театр предлагает интересный оперный сезон – в середине февраля, например, здесь в содружестве с Мариинским театром пройдет впервые в Италии опера Чайковского «Чародейка» (режиссер Дэвид Паутни, дирижер – Заурбек Гугкаев).

Юрия Темирканова в Италии любят (он командор ордена Звезды Италии, почетный академик Академии Санта-Чечилия, дважды лауреат престижной премии итальянских критиков Аббиати). Его приезда с оркестром Санкт-Петербургской филармонии ждали, так же как и Марту Аргерих, которая солировала в Третьем концерте Прокофьева. Билеты были распроданы, и музыкантов принимали очень тепло.

Зал театра, правда, несмотря на свою красоту, гораздо больше подходит для оперы: симфонический оркестр звучит суховато. Но это не помешало петербургскому коллективу раскрыть сочную и яркую палитру двух фрагментов из «Спартака»: Адажио Спартака и Танца гадитанских дев, которые открывали программу. А потом прозвучал Третий концерт Прокофьева. Марта Аргерих сыграла его удивительно легко и свежо, избежав, привычной слуху спортивной ударности. Ее интерпретация была удивительно многослойной и разнообразной: на первый план выходила то лирическая мягкость, то остроумный задор, то ирония, то загадочная мистика. Богатство красок и смыслов, которые внезапно раскрылись в знакомом и привычном – ошеломляло. Идеальным было и взаимодействие пианистки с дирижером: и Аргерих, и Темирканову далеко за семьдесят, тем не менее, их прочтение концерта и музыкальный диалог был полон молодой энергетики. И неудивительно, что после Финала, полного яркой агрессии, зал взорвался аплодисментами. На бис Аргерих сыграла Сонату ре минор Скарлатти.

Во втором отделении звучала Пятая симфония Шостаковича, произведение, написанное после разгрома «Леди Макбет Мценского уезда», статьи в «Правде» «Сумбур вместо музыки» и снятой с исполнения Четвертой симфонии. Премьеру Пятой исполнял в 1937 году тот же Заслуженный коллектив (тогда Республики) под управлением Евгения Мравинского. Симфония тогда прошла с большим успехом, в ней увидели монументальный пафос и оптимистическую риторику. Но симфония композитора амбивалентна, недаром Юрий Темирканов называет Шостаковича «Пименом советской эпохи». И в интерпретации дирижера ясно слышится трагический и героический голос времени. После концерта я спросила у Юрия Хатуевича, как ему удается так явственно, зримо, осязаемо воскресить этот дух времени в Пятой. «Я в нем жил», - просто ответил он. После симфонии не было ожидаемого биса, хотя публика и требовала его довольно настоятельно.

На следующий день оркестр направился в Бари – столице региона Апулия, находящегося на берегу Адриатики. Дух города совершенно другой, здесь тоже юг, но везде царят чистота и порядок, а улицы города засажены пальмами. Бари – это город Святителя Николая (Николая Угодника), чьи мощи перевезли сюда в 1087 году из Мир Ликийских, находящихся на территории современной Турции. С тех пор мощи святого почивают в крипте Базилики Святого Николая, при входе в которую вас встречает надпись (в том числе и на русском языке): «Святитель Николай – святой, объединяющий Восток и Запад». Вообще русский язык вокруг Базилики встречается постоянно: в соборном магазинчике на площади, в Музее Святого Николая, - поток паломников из России сюда не иссякает. Церквей же в старом городе – великое множество, в том числе собор другого покровителя города – Святого Сабина.

Концерт петербургского оркестра был в театре Петруццелли, самом красивом из трех театров города. Программа была та же, но на репетиции Юрий Хатуевич Темирканов предложил после Адажио Спартака сыграть другой фрагмент: Танец Эгины и Вакханалию. «Давайте сделаем это просто для себя», - сказал он. Марта Аргерих тоже была в прекрасном расположении духа, и рояль Fazzioli ей понравился. После яркого исполнения Третьего концерта Прокофьева публика буквально сошла с ума. Пианистка сыграла один бис – листовскую тренскрипцию Widmung Шумана, потом второй – Сонату Скарлатти. А зрители все не отпускали, ушел оркестр, но Марте Аргерих пришлось еще раз выйти на поклоны.

Во втором отделении опять эпическая Пятая симфония. И здесь уже никак было невозможно обойтись без биса. И оркестр исполнил Аморозо из «Золушки» Прокофьева с мягким и нежным звучанием струнных.

После Бари оркестр дал еще два концерта: в Королевском театре в Парме и на севере страны в Удине. Они тоже прошли с огромным успехом.

Вера Степановская

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»