Пресса

Оркестр Юрия Темирканова выступает в Нью-Йорке

Самое прекрасное в работе дирижера – участвовать в процессе создания музыки и вовлекать в него оркестр. Об этом рассказал главный дирижер Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии Юрий Темирканов. 4 марта старейший оркестр России под руководством маэстро выступит с концертом в нью-йоркском Carnegie Hall, который пройдет в рамках ежегодного фестиваля «Вишневый сад».

Мечтаю - многое успеть

Тридцать лет, на протяжении которых Юрий Темирканов руководит оркестром Санкт-Петербургской филармонии, он не устает получать удовольствие от работы. «Самое прекрасное в работе дирижера, что, стоя перед оркестром, ты напрямую общаешься с музыкой, участвуешь в ней, – сказал он. – Однако самое трудное – это вовлечь сотню музыкантов вместе участвовать в рождении музыки, а не только производить звуки».

Несмотря на большой успех, который сопровождает оркестр как на родине, так и в гастролях по миру, маэстро довольно критически относится к своему труду и выступлениям. «Самое опасное для артиста – быть довольным собой», – говорит Темирканов. В 1988 году он получил оркестр в очень сложное время – для страны, экономики, культуры, музыкантов, и тогда была большая опасность, что коллектив не удастся сохранить, не получится пронести дух старейшего музыкального коллектива в новое время. «За прошедшие годы оркестр стал более гибким, но в то же время он сохранил свое традиционное звучание», – с гордостью подчеркивает маэстро.

«Работать с одним коллективом много лет проще, – признает он. – Сейчас мы друг друга хорошо понимаем – и музыкально, и по-человечески».

В следующем году маэстро отмечает свое 80-летие. "Конечно, как любой человек за последние десятилетия я изменился, и это естественно", – говорит музыкант. «Я всегда старался учиться не на чужих ошибках, а на своих, – отметил он. – А вот оркестр научил меня терпению».

Темирканов пользуется огромной популярностью как в России, так и за рубежом, его постоянно приглашают сотрудничать главные мировые сцены и ведущие оркестры. Однако маэстро не устает мечтать. «Всегда существуют неисполненные желания, – говорит он. – О чем мечтать? Мечтаю, чтобы хватило времени претворить в жизнь что-то еще».

Любые гастроли – это представление России за рубежом

«Несмотря на то, что культура напрямую не соотносится с политикой, – говорит он, – в каждой стране мы представляем Россию». Поэтому и репертуар для концерта подбирается тщательным образом. Сегодня в Карнеги-холле музыканты старейшего российского оркестра представят концерт для фортепиано Иоганнеса Брамса, а также одно из наиболее популярных произведений Дмитрия Шостаковича – Пятую симфонию. Впервые и сразу с триумфом она была исполнена в 1937 году именно Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Евгения Мравинского, который руководил им на протяжении полувека.

Темирканов не повторяет успех предыдущих дирижеров и композиторов, но каждый раз рождает новую музыку по прежним партитурам.

По его словам, «для музыки огромное значение имеет акустика». «Есть так называемые «намоленые» залы, в которых выступать лучше всего, – пояснил он. – Среди них, конечно, Карнеги-холл. Многие залы имеют большую и богатую историю. Но кроме акустики, красота таких залов, в том числе в Италии, Вене или в Санкт-Петербургской филармонии, создает для музыкантов и слушателей особую атмосферу, воссоздать которую специальным образом невозможно».

Разрушение традиционной системы образования - безвозвратная потеря для культуры

В последние годы власти ряда российских городов заявили о необходимости реорганизации системы специального школьного образования. В их планах – укрупнение и объединение музыкальных, художественных школ, учреждений дополнительного образования. Юрий Темирканов с большим опасением относится к подобным проектам.

По его словам, «специальные школы искусства делают, по истине, святое дело». «И реорганизация школ не помогает, а разрушает музыкальное образование, – посетовал маэстро. – Если разрушить традиционную систему образования и воспитания в школах, то это будет, действительно, безвозвратной потерей».

Маэстро не считает, что классическая музыка претерпевает революционные перемены и ей необходимо меняться, приспосабливаясь под современные темпы. «Настоящая культура сохранила себя именно потому, что она никогда не подстраивалась под вкусы молодых людей, – считает он. – Я уверен, что и через сто лет залы будут полными, так как духовность – это самая важная составляющая жизни здорового общества».

НЬЮ-ЙОРК, 4 марта

Корр. ТАСС Наталья Славина

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»