Пресса

Юрий Темирканов и Марта Аргерих: урок двух мэтров

 Концерт двух друзей: радостная хроника успеха

 

В их музыке есть что-то спонтанное и первобытное. В наше время, когда обсуждается преимущественно техническая сторона исполнения, уже почти забыт этот таинственный феномен – чудо таланта. Именно о нем нам напомнили Марта Аргерих, героиня концертного вечера в Театре Сан-Карло, вместе со своим другом Юрием Темиркановым, руководившим идеальной музыкальной машиной Заслуженного коллектива России.

Третий фортепианный концерт Прокофьева, относящийся к числу наиболее любимых и часто исполняемых сочинений на протяжении грандиозной творческой карьеры аргентинской пианистки, сочетал смелую агогику с мудрой радостью. В то время как финал Первого концерта Прокофьева определяет виртуозность, а Второго и Пятого – вариационное развитие, Третий сконцентрировал в себе самые сокровенные моменты, способные привести в состояние благодати, которого не достигает ни одно пианиссимо в остальных прокофьевских концертах. И все это синтезировал зрелый стиль Марты Аргерих, пассионарии фортепиано, тонко и естественно переходящей от романтической лирики к финальному фейерверку, в котором, наконец, можно полностью раствориться в океане музыки.

Взаимопонимание Аргерих и Темирканова абсолютно: вечер превратился в радостную встречу близких друзей за любимой партитурой. Они улыбаются и тихо беседуют друг с другом, Марта сидит, выпрямившись, на протяжении первых частей, идущих без перерыва (экстраординарная артистка), встряхивая длинными непокорными волосами. Их выступление – урок мэтров: урок чуткости, вдохновения, ярких красок и легкости вечной молодости, объединяющих маэстро и солистку.

В качестве биса прозвучала пьеса Скарлатти, исполнение которой напоминало магический обряд, о котором присутствующие будут вспоминать спустя годы. Виртуозность пианистки, особенно ее приема репетиции, превратила ее в фокусница, от рук которой невозможно оторвать взгляда. Безусловно, этот бис стал великолепным приношением итальянской музыкальной истории и учителю Аргерих, Винченцо Скарамуцце (он называл Аргерих «пианисткой уникальной ручной работы») – педагогу калабрийского происхождения, продолжившему в Аргентине традиции славной неаполитанской школы.

Бурные овации сопровождали выступление, причем – что особенно радовало – большая часть аплодисментов исходила от молодежи, плотно заполнившей весь зал Театра Сан-Карло: феномен, последнее время здесь нечасто наблюдаемый.

Идеальным механизмом предстал Заслуженный коллектив России, блестяще исполнивший фрагменты из балета Хачатуряна «Спартак». Маэстро Темирканов управлял им в буквальном смысле голыми руками, формируя, словно скульптор, звуковой рельеф из удивительно стройного и полнокровного тембра струнных, гибких и насыщенных деревянных духовых с безупречной поддержкой медной группы, кристально чистых и ясных тембров арф и ударных.

Но кульминацией той высокой, петербургской культуры звучания, которой славится Заслуженный коллектив России, стало исполнение Пятой симфонии Шостаковича. Здесь не было ни единой уступки внешним, показным эффектам: трактовка русского маэстро этой партитуры отличалась внутренней наполненностью и экспрессией, выверенными темпами и яркими контрастами динамики. Бесспорно, все оркестровые эффекты, выписанные композитором, были на своем месте, и мастерское прочтение Темирканова отличалось безукоризненной точностью следования авторскому замыслу, и вместе с тем звучало невероятно современно – при этом никогда не переходя ту грань, которая позволила бы придать этому прочтению злободневный политический смысл (Шостакович говорил по секрету о музыке этой симфонии: «словно вас избивают и при этом заставляют радоваться жизни»).

Блестящее скерцо и захватывающий, технически совершенный финал привели публику в окончательное неистовство. Что совершенно закономерно: перед ней предстала грандиозная звуковая фреска, на создание которой вряд ли способен еще какой-либо дирижер или оркестр мира.

 Laura Valente

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»