Пресса

Радости и страсти на петербургской Площади искусств

Ежегодный зимний фестиваль «Площадь искусств» уже давно стал привычной частью декабрьского культурного ландшафта северной столицы. С 14 по 25 декабря фестиваль прошел семнадцатый раз, по традиции объединив в афише филармонические концерты, спектакли Михайловского театра и театра Музыкальной комедии, а также выставочное пространство Русского музея.

Поскольку филармония выступает в роли организатора фестиваля, а её художественный руководитель Юрий Темирканов определяет программу, естественно, основная часть событий происходит в Большом и Малом филармонических залах.

Если на прошлом фестивале по причине недомогания Темирканов не участвовал в закрытии «Площади» («Иоланту» пришлось дирижировать Павлу Бубельникову), то в этом году, к сожалению, болезнь не позволила маэстро принять участие в открытии. Бразды правления оркестром перешли ко второму дирижеру Николаю Алексееву, аккомпанировавшему немецкой скрипачке Юлии Фишер в Первом концерте Шостаковича и продирижировавшему Пятой симфонией Прокофьева. Но в финале фестиваля, совпавшем с католическим Рождеством, поклонники Темирканова в полной мере насладились его мастерством в «Кармен-сюите» Бизе-Щедрина. Темирканову блестяще удаются балетные партитуры, дирижер превосходно чувствует внутренний жест и буквально лепит из оркестровой массы прекрасную картинку, в которой воображение легко может услышать драму любви и страсти, приводящей к трагическому финалу. Прокофьевский Второй концерт с Денисом Мацуевым за роялем был сыгран с яростным напором и тем особым шиком, на который способен старейший оркестровый коллектив России.

Концерт в Большом зале 19 декабря с участием Заслуженного коллектива под управлением Николая Алексеева был необычен тем, что во время музыки на стены, колонны и потолок транслировались видеопроекции, особенно актуальные в «Прометее» Скрябина – гигансткой партитуре со световой строкой, сообщающей какой цвет должен «звучать» во время исполнения. Солирующую фортепианную партию в этом сложнейшем и загадочном опусе исполнил петербургский пианист Мирослав Култышев.

Берлинская академия старинной музыки (один из авторитетных мировых аутентичных коллективов, свое видение музыки барокко он представляет публике с 1982 года) уже однажды приезжавшей в филармонию. В ее новой фестивальной программе «Рождественские кантаты и концерты»  звучали Бах, Гендель, Телеман, Пёрселл, Корелли, Скарлатти и Вивальди. Особенно прекрасным получился у немцев Кончерто гроссо Корелли op.6 № 4 во втором отделении концерта. Осторожно прислушивающиеся к залу артисты наконец раскрылись, и музыка зазвучала с той степенью внутренней свободы, без которой сегодня уже сложно себе представить барочные вещи.

Баритон Дитрих Хеншель, неоднократно сотрудничавший с такими мэтрами, как Гардинер и Арнонкур, добросовестно выпевал все непростые рулады, прописанные Телеманом в «Рождественской кантате», однако его чуть суховатый голос немного терялся в огромном пространстве Большого зала. Лучше всего у него получилась итальянская Рождественская кантата «Пять пророков» Доменико Скарлатти, в которой слышалась и душевная трепетность («Как кормчий по бурным волнам»), и мирный покой («Призови в сердце радость»). Очень трогательно артист спел на бис рождественский хорал Баха «Я стою у твоих яслей», в котором была слышна сокровенная мудрость и желание предаться воле Всевышнего.

Jткровением фестиваля стал концерт французской звезды Натали Дессей с концертмейстером Филиппом Кассаром в Большом филармоническом зале. Обладающая помимо голоса изумительной красоты еще даром драматической актрисы Дессей в силу разных причин почти прекратила свои выступления на оперной сцене, сосредоточившись на камерных программах. Зато каждая песня или миниатюра превращаются в своего рода мини-сцену, где каждое движение, каждая интонация работали на создание образа. Петербургский концерт был поделен на немецкую и французскую части, соответственно, в первом отделении прозвучали песни Шуберта, Брамса и Рихарда Штраус, во втором – вокальные миниатюры Форе, Пуленка и Дебюсси и Andante из Концерта для колоратурного сопрано Глиэра в завершении вечера. Сотканный из полутонов, почти что акварельный Шуберт был спет с особым французским шармом, романтические герои с их радостями и печалями, за которыми слышалось дыхание стремления к небесному идеалу, представали во всей своей трепетности. От ювелирной точности, с которой работает Дессей над каждым образом, захватывает дух. Зал в напряженной тишине, боясь шелохнуться, слушал отзвуки «божественного сладостного звона» в песне «Молодая монахиня», где в заключительной фразе голос певицы зазвучал на мягчайшем, при этом абсолютно наполненном пианиссимо – высший пилотаж для вокалистов. Открытием второго отделения стал вокальный цикл Пуленка «Обручение ради смеха». Обратившись к стихам своей современницы Луизы де Вильморен Пуленк в своей музыки отразил и тонкую иронию, и легкий гротеск, за которым скрываются серьезные жизненные трагедии и разочарование. Дессей исполнила каждую миниатюру как отдельную театральную сценку, в которой по скупым жестам и по интонации голоса было понятно все.

Превосходный концертмейстер Филипп Кассар ловил каждый жест певицы и чутко отвечал на любой посыл, его особое прикосновение к клавишам дарило роскошный бархатный звук, который нигде не перекрывал голос. На бис прозвучал романс Рахманинова «Здесь хорошо»: русская дикция Дессей достойна особого восхищения, а само звучание этой совсем небольшой вещи заставило замереть время, погрузив все вокруг в особое состояние сладостной тишины и покоя.

Георгий Ковалевский

 

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»