Пресса

Заслуженный коллектив России в Bridgewater Hall

Выступление Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера маэстро Юрия Темирканова прошло на ожидаемо высоком уровне. Действительно, перед нами – один из величайших в мире оркестров, звучание которого совершенно неподражаемо.

Именно так звучали оркестры в золотой век музыки. Шестьдесят пять струнных, в том числе дополнительные виолончели и контрабасы (их количество велико даже в сравнении с тем, что принято считать большим оркестром), создают изумительную глубину звучания. Темирканов усиливает этот эффект (уже немалый, благодаря манере исполнения), спрятав медные духовые в глубине сцены.

«Никогда не смотри на медные духовые – это лишь воодушевляет их», – говаривал Рихард Штраус. Что ж, хотя дирижер все же смотрел на них, но, тем не менее, они не выходили за рамки дозволенного. Доминировали в оркестре струнные и ударные. Это оркестр, который пропевает музыку, дышит ею (как мы вскоре услышали в Адажио из балета Хачатуряна «Спартак» – также известного как саундтрек к сериалу «Линия Онедина»). Темирканов дирижировал без палочки, его движения были удивительно гибкими и понятными. Музыканты умеют ему следовать, в их звучании есть и спонтанность, и единодушие.

Другой фрагмент из «Спартака» – «Танец гадитанских дев и Победа Спартака» – возможно, не величайшая в мире музыка, но обладающая богатым оркестровым колоритом, и она была очаровательно представлена. На лице Темирканова даже промелькнула едва заметная улыбка.

Затем на сцену вышел Николай Луганский, один из лучших российских пианистов-виртуозов (возможно, последний представитель блестящей школы, основанной на традициях обучения с раннего детства) с «Рапсодией на тему Паганини» Рахманинова. В исполнении участвовало меньшее количество струнных, что позволило оркестру обеспечить удивительно четкую артикуляцию при игре легких, быстрых пассажей... не стоит забывать, что музыкальная тема изначально была написана Паганини для скрипки! Исполнение было ритмично и выразительно, в некоторых местах музыканты показали поистине «русскую манеру игры»: даже очаровательная мажорная восемнадцатая вариация звучала несколько меланхолично, как  было и с Адажио из «Спартака».

«Шехеразада» Римского-Корсакова – сочинение, которое наиболее ярко демонстрирует возможности оркестра: существенная роль в ней отведена скрипичному соло (мастерски исполненному концертмейстером оркестра Львом Клычковым), прекрасному соло валторны и деревянных духовых. Странно, но исполнение стало чуть менее точным, чем в начале, и несколько безжизненным: возможно, из-за чересчур сильного старания сделать звучание пьесы «симфоничным» (хотя этим злоупотребляли в XIX веке, считая, что в то время как произведение развивается, начальная тема должна либо изменяться, либо повторяться). Но стоило только Темирканову вновь надеть очки и поместить концертмейстеров групп в центр своего внимания – все вновь пошло надлежащим образом: соло валторны были безукоризненны, гобой отзывался на каждое движение маэстро. Третья часть была наполнена романтическим очарованием. В последних тактах четвертой части возник поразительный звуковой баланс, когда пианиссимо высоких обертонов скрипки Клычкова парило над нежно вибрирующим роскошным звуком виолончелей и контрабасов.

Robert Beale

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»