Пресса

Из России с любовью. Темирканов и Заслуженный коллектив России: вечер изысканного звучания

Президенты приходят и уходят, империи рождаются и рушатся, но все же русские остаются лучшими исполнителями музыки Шостаковича. За время моего присутствия в Эдинбурге городу уже не раз посчастливилось принимать Заслуженный коллектив России. В этом году оркестр отправился в международный тур, чтобы «отметить» столетие русской революции (хотя временами у него было немного поводов,  чтобы быть благодарным своим советским повелителям). В таком контексте выбор Пятой симфонии Шостаковича весьма удачен, поскольку именно это сочинение, как никакое другое, отражает непростые взаимоотношения композитора и советской власти. Заслуженный коллектив, безусловно, может быть признан одним из самых близких Шостаковичу оркестров, и десятилетия исполнения его музыки предсказуемо породили соответствующее качество ее трактовки.

Первая скрипичная тема словно бесстрастно и безучастно бродила по мрачному пейзажу, сохраняя все свои силы для опьяненной горем и неизбывной тоской элегии третьей части. Медные по звучанию были подобны военному оркестру. Мне особенно понравилось, как они исполнили грубое начало финала, пока деревянные то пели, то пронзительно кричали, леденя душу.

Самым впечатляющим моментом была роскошь звука струнных, наиболее ярко проявившаяся в прекрасно прозвучавшем (слегка сокращенном) Adagio из «Спартака», из которого была выжата каждая капля заложенной в нем голливудской сентиментальности. Однако сильнее всего меня потрясла степень организованности звука – и в этом номере, и в «Танце Гадитанских дев». Оркестр состоял из чуть ли не ста исполнителей, однако звучание нисколько не было пестрым, напротив, оставалось изысканным, отшлифованным и очень-очень стильным.

Едва ли не откровением вечера для меня стал Третий концерт Прокофьева, для исполнения которого к оркестру присоединился вечно молодой Джон Лилл. Пианист был равно ослепителен и в живости начальных тактов, и в перпетуум-мобиле окончания первой и третьей частей. Я люблю как его спокойную энергию, так и ту мечтательность, с которой он исполнил четвертую вариацию медленной части. Однако и в Концерте – все тот же оркестровый лоск, пронзавший меня насквозь. Он дополнял роскошную трактовку сочинения, которое, написанное позером для позеров, может звучать безвкусно. Они сыграли Концерт так, словно это был шедевр. И я, возможно, впервые в жизни задался вопросом – а может это и вправду шедевр?

Simon Thompson

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»