Пресса

Триумф звука: Шарль Дютуа в БЗФ

Сегодня в петербургской филармонии исключительный день: место за пультом Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра займет один из ведущих маэстро мира — художественный руководитель и главный дирижер Королевского филармонического оркестра Шарль Дютуа.

В программе вечера – Берлиоз и Чайковский. Их соседство в афише с именем Дютуа означает, что поклонники музыки услышат не только блистательную, но и интонационно верную интерпретацию сочинений классиков. Берлиоз будет звучать по-французски, а Чайковский – по-русски. Недаром за канадским дирижером закрепилась слава хранителя музыкальных истоков.

«Глобализация» звука – одна из определяющих тенденций современного исполнительства классических произведений. Европа, Америка и Япония могут похвастаться большим количеством высококлассных оркестров, возглавляемых опытными мастерами. И эти коллективы к радости меломанов выдают крепкий звук, который, соответствуя ожиданиям слушателей, все же несколько обезличен. Все очень регламентировано и привычно – как неизменное качество всемирно известного коричневого американского лимонада.

К счастью, еще существуют дирижеры-диктаторы, перед которыми пасуют требования оркестровых профсоюзов и которые могут добиться от и без того прекрасных музыкантов работы до седьмого пота, тем самым спасая аудиторию от классики с общим выражением лица. На концертах с их участием мы слышим аутентичное звучание мировых шедевров, согласованное с тем, что композитор вложил в рукопись. Шарль Дютуа – из их числа, о чем сам он не преминул завуалированно заявить во время петербургской пресс-конференции:

- Что я обычно делаю, когда я встречаюсь с новым оркестром? На первой репетиции я стараюсь много играть и много слушать, мне нужно привыкнуть к реакции музыкантов, к акустике в зале. Конечно, «Фантастическая симфония» Берлиоза – непростое сочинение. Существует очень много споров, какой должен быть звук, какая должна быть стилистика в этой симфонии. Поэтому где бы я ни был – в Чикаго или Лондоне, вначале я должен напомнить о стилистике и качестве звука. Но больше я вам об этом ничего не расскажу.

И правда, говорить больше не стоило. Достаточно послушать записи Дютуа, если уж не получается попасть на петербургский концерт, чтобы понять: каким бы оркестром ни дирижировал в каждом конкретном случае маэстро, в приоритете – не «привычки» коллектива, не его фирменный почерк. Мир композитора, заложенные автором в партитуру интонации и сделанный на основании их изучения тщательный выбор исполнительской трактовки – превыше всего. Нет никакого сомнения, что так случится и в этот филармонический вечер.

Такая скрупулезность и даже педантичность (если это слово имеет право на существование в сфере музыкальной стихии) при работе с шедеврами классической музыки объясняют все. И непререкаемый авторитет Дютуа в исполнительском мире, и впечатляющий список коллективов, считавших честью сотрудничать с дирижером, и ведущие позиции в мировых рейтингах наиболее востребованных дирижеров.

До того, как возглавить Королевский филармонический оркестр, Шарль Дютуа четверть века работал с Симфоническим оркестром Монреаля, в его послужном списке значатся национальный оркестр Франции, цюрихский оркестр Тонхалле, оркестр NHK, Чикагский, Бостонский, Лос-Анджелесский, Нью-Йоркский оркестры. И еще – две премии «Грэмми» и множество других наград. Для мальчика из бедной швейцарской семьи, который не мог купить записи в магазине и просил продавщиц запустить пластинку, чтобы хоть услышать вожделенную музыку – отличный жребий. Как и для тех, кто сегодня попадет в Большой зал филармонии.

Евгений Хакназаров

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»