Пресса

Малер, шепоты и крики

Выпуск № 217 от 11.11.2013 / Владимир ДУДИН
Королевский оркестр «Концертгебау» из Амстердама под управлением Мариса Янсонса впервые выступил в Петербурге при поддержке Минкульта РФ. Своими выступлениями в Петербурге и Москве, куда оркестр отправился сразу по окончании концерта в Большом зале Филармонии, он завершил большую культурную программу Года России – Голландии.

Москва и Петербург стали двумя городами на карте России в маршруте беспрецедентного мирового турне, которое оркестр совершает в год своего 125-летия. Следующими пунктами станут города Китая, Японии и Австралии. Если в Москве этот оркестр выступал сорок лет назад, когда его главным дирижером был прославленный маэстро Бернард Хайтинк, то в нашем городе он оказался впервые. На вопрос, почему так долго оркестр не приезжал с гастролями в Россию, маэстро Янсонс высказался лукаво и дипломатично: «Лучше поздно, чем никогда».
По мнению британского журнала Gramophone, «Концертгебау», который получил статус «королевского» в 1988-м, спустя сто лет с момента возникновения, признан симфоническим оркестром номер один в мире. Но даже если в этом мнении и есть капля рекламного преувеличения, то уж в тройку лучших оркестров он входит наверняка. Марис Янсонс наглядно продемонстрировал, что такое лучший оркестр: это коллектив, который играет музыку, во-первых, так, как ее задумал композитор, а во-вторых, как того требует дирижер.

Мариса Янсонса всегда ждут в Петербурге, где бы и с кем бы он ни выступал. Выпускник Ленинградской консерватории, он – плоть от плоти настоящей ленинградской культуры, воспитанный в дирижерском классе Николая Рабиновича, помнящий выступления Евгения Мравинского. Но он в равной степени наследник и золотого века европейской культуры, заставший эпоху Герберта фон Караяна, у которого стажировался в Зальцбурге и от которого получил предложение стать его ассистентом в Берлинской филармонии (этого не случилось по политической воле советских властей). В его интерпретации Второй симфонии Густава Малера невозможно было не услышать приношения этой великой симфонической традиции прошлого, которая, как выяснилось, может великолепно чувствовать себя и в настоящем.

Маэстро выбрал программу из произведений Густава Малера и Рихарда Штрауса: оба композитора сотрудничали с «Концертгебау», когда главным дирижером там был знаменитый Виллем Менгельберг. Симфоническую поэму «Жизнь героя» Штраус посвятил этому оркестру. Марис Янсонс, шестой главный дирижер в «Концертгебау» (с 2004 года) от начала его существования в 1888 году, выбрал эти произведения, чтобы во времена девальвации ценностей преподать мировой мастер-класс по качеству сохранения традиций.

Вторая симфония до минор Малера носит название «Воскресение», она несет внутреннюю программу, эмоционально-философское описание которой можно найти в письмах и дневниках композитора: «Почему ты жил? Почему ты страдал? Неужели все это только огромная страшная шутка? Мы должны как-то решить эти вопросы, если нам предстоит жить и даже если нам предстоит только умереть!».

Малер решает проблему бетховенским методом – от мрака к свету, от трагического до минора к проясняющему до мажору. Но в отличие от знаменитой Пятой симфонии Бетховена с аналогичной тональной драматургией Малер находит ответ в слове, вводя в свою симфонию вокальную партию сопрано (россиянка Вероника Джиоева) и контральто (шведка Анна Ларссон), которая в IV части – «Первозданный свет» – поет о свете, который «во тьме светит», дабы «озарить путь к блаженству жизни вечной». В финальной, V, части вопрошающий получает ответ: «Ты воскреснешь», который звучит в форме хорала (государственный академический хор «Латвия»).

Всю эту эсхатологическую проблематику публика выслушала с замиранием сердца, «приручив» мобильники почти на два часа. Такова была сила и магия дирижерского жеста и оркестрового мастерства. Огромный оркестр можно было сравнить с книгой, точнее, романом, в котором есть все – крупные и мелкие планы, соло, ансамбли и тутти (исполнение отдельных эпизодов произведения всем составом оркестра или хора – Прим. ред.), шепоты и крики. Ни одной упущенной краски, ни одного незамеченного оркестрового голоса, все работало на одну громадную симфоническую идею. В этом оркестре все слушают всех, каждый отвечает и за себя, и за соседа, и за целое: струнники за духовиков (с блистательной медью), а ударники за струнников, флейта-пикколо – за большой барабан, арфа за контрабасы – и так далее по цепочке.

Марис Янсонс снова приедет в Петербург в декабре, чтобы поздравить своего старшего коллегу Юрия Темирканова с его 75-летием на фестивале «Площадь искусств».

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»